Нам, государственным экспертам Центра (судебным трасологам, автотехникам, химикам) приходится выполнять очень много экспертиз по делам о наездах на пешеходов. И в большинстве случаев, даже если наезд был со смертельным исходом, сочувствие вызывают не только пострадавшие, но и водители. Ведь наезд – не умышленное преступление. Тем более, что иногда и сами пешеходы, нарушающие правила дорожного движения, виновны в создании аварийной ситуации. Для водителя, если это нормальный человек, наезд – тоже большое несчастье и сильный стресс.
Ситуации с наездами бывают самые разные. Одни водители (и таких, к счастью, большинство), совершив наезд, сразу останавливают машину, оказывают максимальную помощь пострадавшим, отправляют их в больницу, если они ранены. А если, увы, медицинская помощь сбитому пешеходу уже не нужна, водитель вызывает милицию и обеспечивает сохранность следов на месте наезда. Такое поведение водителя абсолютно правильное и естественно смягчает его вину. И есть конкретные случаи, когдаименно благодаря своевременной медицинской помощи, быстро доставленные в больницы пострадавшие пешеходы оставались в живых, несмотря на достаточно тяжелые травмы.
А некоторые водители, совершив наезд и боясь наказания, уезжают с места происшествия. Это отягчает вину и квалифицируется как оставление в опасности пострадавшего, ведь пострадавший может умереть без своевременной медицинской помощи. А, кроме того, его может переехать другой автомобиль, особенно в тёмное время суток.
Но по-человечески и такого водителя можно хотя бы понять: он струсил, смалодушничал и не подумал о том, что человек, которого он сбил, может умереть, если ему вовремя не оказать помощь.
Но что можно сказать о водителе, который совершает наезд, останавливается, подходит к пострадавшему, видит, что он уже мёртв, погружает его тело в машину и везёт его на …ближайшую свалку?! Там водитель выбрасывает мёртвое тело в надежде на то, что под кучами мусора его не найдут, а если и найдут, то подумают, что это какой-то бомж и что его убили такие же бомжи. А уж ему-то, водителю, ничего не грозит.
Но этот ловкач не учитывает, что на свалке тоже работают люди. И тело погибшего пешехода находят очень быстро, оно не успевает разложиться. Поэтому проведенные экспертизы (судебно-медицинская и трасологическая) дали исчерпывающие ответы на вопросы о том, что же случилось с несчастным – случился автонаезд. Мало того, на одежде погибшего были найдены следы автомобильной краски. И в результате розыскной работы оперативниками был выявлен автомобиль, на котором водитель совершил наезд. А экспертизы впоследствии подтвердили его причастность к наезду на пешехода, тело которого было найдено на свалке.
Конечно, этот водитель совершил большую подлость, но он ещё не стал убийцей. А вот другой водитель, да ещё и со своим другом-пассажиром, совершил такое, что сделало его убийцей и не укладывается в голове.
Видя, что сбитый им пешеход ещё жив, водитель вместе с другом грузит его в машину и везёт не в больницу, а к ближайшей речке, куда они и сбрасывают ещё живого, стонущего человека. Вот это называется умышленным убийством и не имеет никаких оправданий.
Но спрятать концы в воду водителю и его другу (а теперь ставшему и соучастником) не удалось. Нашелся свидетель-рыболов, который с некоторого расстояния видел то, что произошло у реки, и даже сумел рассмотреть номер автомобиля. Поэтому убийцу удалось задержать по горячим следам, пока он не успел отремонтировать свою автомашину. Проведенными экспертизами было установлено, что погибший, тело которого после сообщения было очень быстро обнаружено в реке, был сбит именно этим автомобилем. Судебно-медицинская экспертиза определила, что в воду он попал ещё живым, и причиной смерти было попадание воды в его дыхательные пути. Так что водитель, ставший убийцей, и его друг-соучастник в итоге понесли заслуженное наказание. Но, увы, это не вернёт к жизни убитого ими человека.