Автомобиль, особенно подержанный, в возрасте, порой подкидывает владельцу неожиданные проблемы. Одна из них – поврежденный или нечитаемый VIN-номер.
Что такое VIN-номер и зачем он нужен?
VIN или Vehicle identification number (идентификационный номер автомобиля) – уникальный буквенно-цифровой код, в котором зашифрованы все данные о транспортном средстве: производитель, год выпуска, модель, комплектация. Это своего рода цифровой паспорт автомобиля. По номеру можно узнать всю информацию о машине. Некоторые старые отечественные модели и многие японские автомобили, выпущенные до 2000 года, могут вовсе не иметь VIN-номера. В таком случае в ПТС и свидетельстве о регистрации обычно указывается номер кузова.
Где расположен VIN?
Номер набивают или гравируют на несъемных деталях кузова: на полу, раме, щите передка, стойке, чашке амортизатора, брызговике. У разных марок и моделей место нанесения может быть разным. VIN часто дублируется на дополнительных табличках или наклейках. Но это только дубликат – основной вин должен быть нанесен на крупную кузовную деталь или раму.
Что считать повреждением VIN-номера?
Все что угодно. Подозрение у инспектора ГИБДД могут вызвать сколы и царапины, вмятины на номере, потеки краски или наоборот смытое лакокрасочное покрытие. Деталь, на которую нанесен номер могла быть повреждена в ДТП и заменена при ремонте. Это тоже повод усомниться в легальности авто. Но самое распространенное повреждение – это коррозия. На некоторых моделях неудачно расположенный номер сгнивает за несколько лет. Такое пристальное внимание к идентификационному коду понятно. Ведь перебитый номер – явный признак криминального авто. Этим приемом пользуются угонщики для легализации похищенных машин.
Что грозит владельцу?
Хозяину машины, у которой поврежден вин, грозят серьезные неприятности. При проверке на дороге инспектор, заподозрив неладное может задержать машину и даже водителя по подозрению в угоне. Такое случается редко, но при серьезной проверке вполне может произойти. Конечно, инспектор должен привлечь понятых, составить протокол… Куда чаще о том, что вин-номер поврежден, человек узнает при прохождении техосмотра или переоформлении машины. В первом случае вы не получите диагностической карты, а во втором – вам откажут в регистрации и отправят авто на экспертизу, как подозрительное. И ни в коем случае нельзя пытаться восстанавливать VIN своими силами. Также не стоит пользоваться услугами фирм, которые обещают сделать все в лучшем виде. За самостоятельное восстановление можно получить штраф. И это в лучшем случае. В худшем за изменение идентификационного номера грозит лишение свободы!
Можно ли продать авто с поврежденным VIN?
Продать такую машину можно, а вот поставить на учет, если вин не читается, нельзя. Поэтому, приобретая подержанное авто, внимательно осматривайте идентификационный номер и деталь, на которой он нанесен. Нет ли следов ремонта и сварки, не заменялась ли она? Продавать авто придется за бесценок, на запчасти. Или с большим дисконтом, если найдется покупатель, который решится сам разбираться с этой проблемой. Но можно пойти по длинному пути официального восстановления VIN-номера. Кстати, покупать авто, у которых есть проблемы с читаемостью VIN, мы не рекомендуем. Ведь выяснить, сгнил номер сам по себе или его умышленно испортили, чтобы скрыть следы незаконного вмешательства, сможет только эксперт.
Как решить проблему? Что же делать, если поврежден вин автомобиля? Нанести специальную дополнительную маркировку. Порядок действий следующий: обращаемся в МРЭО с заявлением о необходимости дополнительной маркировки. Если при осмотре инспектор признает номер нечитаемым, будет назначена криминалистическая экспертиза; если эксперты признают, что автомобиль не был угнан, изменения в VIN не вносились, а пострадал он от естественных причин, МРЭО установит на несъемные части автомобиля специальные пломбы и выдаст владельцу необходимые для восстановления номера документы; теперь можно обращаться в аккредитованную организацию, которая наносит дополнительную маркировку. Найти список таких уполномоченных организаций можно на сайте Евразийской экономической комиссии; там на детали автомобиля нанесут новую маркировку и выдадут владельцу пакет документов для регистрации авто; и снова в МРЭО, за получением новых регистрационных документов. Как видим, история получается длинная и нет полной гарантии, что машина пройдёт экспертизу. Но это единственный законный путь восстановления поврежденного идентификационного номера.
Ведущий эксперт ЛСБТИ Ромаданова Т.А.