Краткие сведения о видах следов крови

Хамраева Ф.А. – государственный судебный эксперт

                                                   Республиканского  центра  судебной экспертизы

                                                   им.Х.Сулаймановой при Министерстве юстиции

                                                   Республики Узбекистан.

Следы крови на одежде потерпевшего, преступника или у свидетеля могут образоваться: в результате повреждений, причиненных при нападении или самообороне; от соприкосновения одежды указанных лиц с частями тела, одежды или с предметами, запачканными кровью; от стряхивания крови с окровавленных рук, орудия преступления и т. д.

При всем кажущемся многообразии следов крови на одежде их можно свести к четырем основным видам: капли, брызги, потеки и помарки. Это облегчает экспертный анализ, и так как для каждого вида следов условия образования по­стоянны. Ниже приводится краткая характеристика, назван­ных следов.

Следы от капель крови образуются в результате свобод­ного падения крови на поверхность одежды или обуви. Форма следов зависит от положения поверхности, на которой они образовались. На горизонтальной поверхности следы капель, как правило, имеют правильную округлую форму.

Под следами брызг понимаются следы от «брызгающей крови», т. е. частиц крови, перемещающихся не в результате свободного падения, а под влиянием воздействующей на них силы, например: артериального давления в поврежденном  кровеносном сосуде; силы инерции при стряхивании с окро- вавленного предмета – орудия преступления, рук преступника; от силы удара предметом по поверхности, покрытой  кровью и т. д.

Если движение капель осуществляется только по верти­кали, то полет брызг под влиянием воздействующей силы может быть направлен в любую сторону.         Потеки представляют собой следы линейной формы, образующиеся в результате стекания крови под воздействием силы тяжести. Поэтому потеки всегда идут от вышележащих участков тела или одежды к нижележащим. Начало они берут от повреждения на теле или скопления крови на теле или одежде. В потеке различают начало и окончание. Нижний конец потека имеет овальную форму и более густо окрашен кровью.

Под помарками понимают следы, возникшие на одежде в результате ее непосредственного соприкосновения с теми или иными поверхностями, покрытыми кровью, например, с одеждой, руками, орудием преступления, предметами окружающей обстановки.

Помарки могут иметь характер мазков и отпечатков. Под отпечатками понимают следы крови на одежде, образовавшиеся в результате статического контакта окрашенной кровью поверхности предмета с тканью одежды. Отпечатки могут воспроизводить полностью или частично конфигурацию контактирующей поверхности, например, орудия преступления, окрашенных кровью рук или подошв обуви преступника, предметов окружающей обстановки; отражать внешнюю структуру контактирующей поверхности, например, ткани, одежды или орудия преступления, окрашенных кровью.

Под мазками понимают динамические следы крови на одежде, возникшие от соприкосновения по касательной предмета, окрашенного кровью, с одеждой. Они могут указывать на направление движения предмета, оставившего мазок, а иногда и на его происхождение.

При падении капли крови на горизонтальную поверхность образуется пятно округлой формы. Если капля падает на поверхность под острым углом, то ее след приобретает вытянутую, овальную «форму. Вытянутость эта увеличивается по мере уменьшения угла падения. При угле, близком к 65° и менее, от нижней стороны овала может отходить потек.

Форма следа капли меняется не только от угла ее соприкосновения с поверхностью одежды, но и от высоты падения. Высота сказывается на конфигурации краев следа. При падении с небольшой высоты на горизонтальную поверхность (примерно до 5 см) капля образует след, края которого имеют относительно ровный, слегка волнистый характер. С уве­личением высоты падения (примерно до 10 см) на краях следа появляется зубчатость, которая по мере дальнейшего роста высоты увеличивается, переходя в лучи (примерно от 5 до 50 см). При значительной высоте падения (50 см и выше) вокруг основного следа могут наблюдаться дополнительные следы в виде мелкоточечных брызг.

При падении капли с небольшой высоты на поверхность под углом больше 65° в нижней части овала может скапливаться кровь и высыхать в виде корочек. При увеличении высоты падения (примерно от 5 до 50 см) при угле около 65°  нижней части овала могут отходить линейные выступы («усы»), размеры и число которых увеличиваются с высотой падения капли, или же линейный потек. При значительной высоте (50 см и выше) у края следа могут наблюдаться брьгзги, обращенные книзу.

Таким образом, форма следа капли позволяет «судить положении поверхности одежды в момент следообразования: была ли она расположена горизонтально или вертикально, или под углом и приблизительно под каким, а также с ка­кой высоты упала капля.

Форма следов брызг зависит от угла падения брызг на поверхность. Если этот угол составляет 90° или близок к нему, то такие следы имеют округлую форму (как и следы капель). В том случае, когда угол менее 90°, следы брызг приобретают семечкообразную форму. Чем меньше угол между линией полета брызги и следовоспринимающей поверхностью, тем большую вытянутость приобретает ее след, становясь похожим на восклицательный знак. Исходя из вытянутости следа, (представляется возможным ориентировочно судить об угле, под которым брызга упала на одежду.

Следует иметь в виду, что вытянутость следа зависит лишь от угла падения брызги, но не от ее величины и не от высоты, с которой она упала. Это позволяет по форме их сле­дов на одежде определить, откуда они летели.

Потеки. Потеки могут быть единичными и множественными. Все зависит от условий их следообразования. При ране­ниях, связанных с повреждением крупных кровеносных со­судов, может образоваться ряд потеков. Поскольку потек всегда направлен от вышележащего участка к нижележаще­му, то можно по его направлению судить о том положении тела, которое оно занимало в момент «ледообразования. При вертикальном положении тела потеки бывают направлены вдоль оси туловища. Незначительные их отклонения могут вызываться складками и неровностями одежды, однако об­щая тенденция – направление сверху вниз – всегда сохра­няется. Если на одежде имеются потеки, идущие в попереч­ном направлении по отношению к туловищу, то следует по­лагать, что они образовались при его горизонтальном положении.

Если потек резко изменил направление, это свидетель­ствует о том, что положение тела изменилось в период следообразования. Причем, оно имело наклон или было поверну­то в ту сторону, в которую идет потек. Если потеки скрещи­ваются, то в результате их изучения можно установить, ка­кой из них образовался раньше, так как в ряде случае* последующий не пересекает предыдущего.

Помарки. В том случае, если помарки представлены отпечатками, они позволяют судить о конфигурации или рельефе контактирующей поверхности -следообразующего предмета.

При наличии мазка можно судить о направлении движения оставившего его предмета. В начале мазок обычно бы­вает более интенсивно окрашен кровью, контуры его более отчетливы. В конечной части интенсивность окраски мазка ослабевает и он постепенно сходит на нет. По форме мазка иногда можно судить об оставившем его предмете. Например, при наличии нескольких линейных мазков, идущих параллельно друг другу можно полагать, что они оставлены пальцами руки.

 

Изучение месторасположения следов крови на исследуемой одежде при учете их вида позволяет наиболее точно вос­становить условия образования таких следов. Представляет­ся возможным судить о локализации повреждения, причи­ненного потерпевшему, о положении потерпевшего в момент нанесения ему повреждения. Например, наличие потеков на рубашке спереди, идущих от воротника вниз, позволяет по­лагать, что повреждения были нанесены в область передней части головы или шеи потерпевшего; наличие продольных потеков крови на рубашке потерпевшего сзади указывает на то, что повреждение было нанесено последнему при вертикаль­ном положении его туловища, обращенного спиной к напа­давшему.

Наличие множественных мелких брызг на наружной и внутренней поверхностях правого рукава и правой стороне рубашки подозреваемого, направленных снаружи внутрь, свидетельствует о том, что в момент их образования подо­зреваемый был обращен правым боком к потерпевшему, причем рука его была поднята.

Наличие помарок крови около карманов или на их внут­ренней поверхности может свидетельствовать о том, что сле­ды эти оставлены окровавленными руками пострадавшего или преступника, осматривающего карманы одежды и т.д.

Количество следов крови при учете их месторасположе­ния и вида позволяет судить о характере причиненных по­вреждений. Так, следы обильного кровотечения в виде мно­жественных потеков, располагающихся спереди и сзади на рубашке, могут свидетельствовать об обширных поврежде­ниях головы или крупных сосудов шеи.

Исходя из количества следов крови, представляется воз­можным проверить версию подозреваемого об источнике их происхождения. Например, при проведении экспертизы по делу гр.X. утверждение подозреваемого, что следы крови на его одежде в виде множественных брызг произошли от порезан­ного пальца, были оценены как неправдоподобные, ввиду множественного характера этих следов.

Наличие на одежде множественных брызг, расходящихся веером, может быть использовано для установления место­расположения источника их образования. Если продолжить продольные оси таких брызг, то они сойдутся приблизитель­но все к одному и тому же месту – их источнику.

Обнаружение на одежде множественных брызг может свидетельствовать о том, что они летели с близкого расстояния (так как их масса весьма мала), либо о том, что сила, вызвавшая их образование была весьма велика.