Специфика взаимодействия объектов в значительной мере обусловлена множеством причин и условий, связанных с ситуацией происшествия, комплекс которых неповторим. Однако для однородных событий характерен приблизительно одинаковый набор признаков, отображающихся в следах взаимодействия. Другими словами, характер расследуемого события определяет специфику взаимодействия объектов и отражение их признаков в соответствующих следах.
Поскольку отображающиеся в процессе взаимодействия объектов признаки обычно характеризуют различные свойства объектов, их обнаружение и исследование нередко требует использования комплекса специальных познаний, относящихся к различным отраслям науки и техники.
Построение версии о расследуемом событии и его механизме должно начинаться с определения круга объектов, которые могли взаимодействовать в процессе происшествия. Решение этой задачи требует анализа данных о конечной ситуации на месте происшествия. Поэтому ее сохранение приобретает важное значение. Иногда обстановку места происшествия нельзя сохранить неизменной до прибытия следователя. Например, при дорожно-транспортных происшествиях, если невозможно организовать объезд того участка улицы или дороги, где произошла авария; при ранении человека, когда потерпевшего необходимо срочно отправить в лечебное учреждение. В этих случаях положение объектов и следов должно быть зафиксировано таким образом, чтобы его можно было затем восстановить в процессе следственного осмотра или экспертного исследования места происшествия. Положение транспортных средств, потерпевших, различных предметов и следов должно быть обозначено краской или мелом на дорожном полотне, а следы предохранены от повреждения. Желательно, чтобы место происшествия и следы были сфотографированы.
Обнаружение следов взаимодействия при дорожно-транспортных происшествиях
Типичными видами дорожно-транспортных происшествий являются: столкновения транспортных средств, наезд транспортного средства на предметы дорожной обстановки и человека.
Следы взаимодействия, образующиеся при столкновении, могут быть разделены на следы, возникшие при первичном контакте и последующем соприкосновении транспортных средств. Кроме того, на транспортных средствах могут образоваться следы от предметов дорожной обстановки при заносе и опрокидывании. Следы первичного контакта обычно остаются на выступающих деталях. Так, при встречном столкновении двух автомобилей в первичный контакт вступают левые края бамперов и прилегающие к ним детали (крылья, облицовка и т. п.).
Надо иметь в виду, что в процессе взаимодействия транспортных средств детали, к которым крепятся внешние элементы, деформируются, и поэтому конечное положение следов взаимодействия обычно не соответствует их первоначальному положению.
При наезде транспортного средства на предметы дорожной обстановки: столбы, ограждения, деревья и т. д. – на них остаются следы красящего вещества покрытия автомобиля, возле них – осколки стекол, осыпавшаяся с автомобиля грязь, следы колес и др. Детали кузова автомобиля при касательном контакте, как правило, оставляют следы в виде царапин и потертостей, параллельные полотну дороги, тогда как детали колес (боковина шины, головки болтов и т. п.) – следы в виде дугообразных наслоений, царапин, вмятин. Маловидимые царапины и потертости на предметах могут быть выявлены при направленном боковом освещении.
В случае наезда транспортного средства на человека следами взаимодействия оказываются отпечатки и частицы тканей одежды, частицы кожного покрова, волосы, кровь, вмятины на частях и деталях автомобиля.
Основной способ фиксации следов взаимодействия на транспортных средствах – масштабная фотосъемка. После фотографирования желательно вырезать участки, на которых имеются следы. Если вырезку сделать невозможно, с объемных следов необходимо изготовить слепки (гипсовые либо полимерные). На месте происшествия надо изъять частицы краски, осколки стекла, осыпь грязи, обломки деталей, соскобы пятен и т.д.
ведущий эксперт ЛСБТИ Хамраева Фатима Ахмадалиевна