Обнаружение следов и подготовка материалов для экспертизы механизма и условии взаимодействия при ДТП

Специфика взаимодействия объектов в значительной мере обусловлена множеством причин и усло­вий, связанных с ситуацией происшествия, комплекс которых неповторим. Однако для однородных событий характерен при­близительно одинаковый набор признаков, отображающихся в следах взаимодействия. Другими словами, характер расследуе­мого события определяет специфику взаимодействия объек­тов и отражение их признаков в соответствующих следах.

Поскольку отображающиеся в процессе взаимодействия объектов признаки обычно характеризуют различные свой­ства объектов, их обнаружение и исследование нередко тре­бует использования комплекса специальных познаний, отно­сящихся к различным отраслям науки и техники.

Построение версии о расследуемом событии и его меха­низме должно   начинаться с определения круга объектов, которые могли взаимодействовать в процессе происшествия. Решение этой задачи требует анализа   данных  о конечной ситуации на месте происшествия. Поэтому ее сохранение при­обретает важное значение. Иногда обстановку места проис­шествия нельзя сохранить неизменной до прибытия следова­теля. Например, при дорожно-транспортных происшествиях, если невозможно организовать объезд того участка  улицы или дороги, где произошла  авария;  при  ранении  человека, когда потерпевшего необходимо срочно отправить в лечебное учреждение. В этих случаях положение объектов и следов должно быть зафиксировано таким образом, чтобы его можно было затем восстановить в процессе следственного осмотра или экспертного исследования места происшествия. Положение транспортных средств, потерпевших, различных предметов и следов должно быть обозначено краской или мелом на дорожном полотне, а следы предохранены от по­вреждения. Желательно, чтобы место происшествия и следы были сфотографированы.

Обнаружение следов взаимодействия при дорожно-транспортных происшествиях

Типичными видами дорожно-транспортных происшествий являются: столкновения транспортных средств, наезд транс­портного средства на предметы дорожной обстановки и чело­века.

Следы взаимодействия, образующиеся при столкновении, могут быть разделены на следы, возникшие при первичном контакте и последующем соприкосновении транспортных средств. Кроме того, на транспортных средствах могут обра­зоваться следы от предметов дорожной обстановки при за­носе и опрокидывании. Следы первичного контакта обычно остаются на выступающих деталях. Так, при встречном столкновении двух автомобилей в первичный контакт всту­пают левые края бамперов и прилегающие к ним детали (крылья, облицовка и т. п.).

Надо иметь в виду, что в процессе взаимодействия транс­портных средств детали, к которым крепятся внешние эле­менты, деформируются, и поэтому конечное положение сле­дов взаимодействия обычно не соответствует их первоначаль­ному положению.

При наезде транспортного средства на предметы дорож­ной обстановки: столбы, ограждения, деревья и т. д. – на них остаются следы красящего вещества покрытия автомобиля, возле них – осколки стекол, осыпавшаяся с автомобиля грязь, следы колес и др. Детали кузова автомобиля при каса­тельном контакте, как правило, оставляют следы в виде царапин и потертостей, параллельные полотну дороги, тогда как детали колес (боковина шины, головки болтов и т. п.) – следы в виде дугообразных наслоений, царапин, вмятин. Ма­ловидимые царапины и потертости на предметах могут быть выявлены при направленном боковом освещении.

В случае наезда транспортного средства на человека сле­дами взаимодействия оказываются отпечатки и частицы тканей одежды, частицы кожного покрова, волосы, кровь, вмятины на частях и деталях автомобиля.

Основной способ фиксации    следов   взаимодействия   на транспортных   средствах – масштабная   фотосъемка.   После фотографирования желательно вырезать участки, на которых имеются следы. Если вырезку сделать невозможно, с объем­ных следов необходимо изготовить слепки (гипсовые либо полимерные). На месте происшествия надо изъять частицы краски, осколки стекла, осыпь грязи, обломки деталей, соскобы пятен и т.д.

ведущий эксперт ЛСБТИ Хамраева Фатима Ахмадалиевна

Skip to content