Научно-исследовательская работа, проводимая в лаборатории судебно-баллистических и трасологических исследований

Ведущий судебный эксперт – трасолог

Республиканского центра судебной экспертизы

им.Х.Сулеймановой при МЮ РУз

Ромаданова Т.А.

 

 

На сегодняшний день в лаборатории судебно-баллистических и трасологических исследований проводится научно-исследовательская работа по направлению: «Создание базы данных по способам набивки и изменения номеров агрегатов транспортных средств разных марок и производителей».

Актуальность научно-исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время требуется постоянное пополнение криминалистической справочной литературы, содержащей сведения о способах и местах нанесения идентификационных маркировок на  агрегатах  транспортнқх средств отечественного и зарубежного производства. Данная работа проводится в течение многих лет и каждый год база пополняется новыми образцами. Выполнение работы осуществляется путем сбора фотоснимков образцов маркировок заводской набивки на разных видах и моделях транспортных средств разных лет выпусков и разных производителей. Объектами исследования служат маркировки агрегатов разных видов транспортных средств, но в большинстве своем зарубежного производства.

Используются также необходимые сведения из некоторых специальных источников. Так в распоряжение экспертов – трасологов и автотехников собраны  данные по легковым автомобилям автоконцернов VOLVO, OPEL, BMW, MECEDES BENZ, MITSUBISHI, LADA, HYUNDAI, KIA,  NISSAN, LEXUS, VOLKSWAGEN, LAND ROVER, FORZA, CHEVROLET, LANCIA, PEUGEOT, HONDA, PORSHE, RENAULT и множества других зарубежных и отечественных производителей.

После обретения Узбекистаном независимости произошло резкое увеличение автопарка республики за счёт ввоза на наш рынок большого количества автомобилей зарубежного производства.  А к настоящему времени в Узбекистане успешно развивается собственная автомобильная промышленность, выпускается большое количество легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей.  Причем, постоянно налаживается производство автомобилей новых моделей.

В последние годы количество проводимых в Центре исследований маркировок агрегатов стабильно, в основном, по постановлениям следственных органов. А такие исследования – процесс сложный, поскольку в распоряжении экспертов Центра недостаточно справочной литературы по способам нанесения заводских идентификационных обозначений на деталях транспортных средств разных производителей, разных моделей и разных лет выпусков. Известно, что производители регулярно меняют способы нанесения маркировок или вносят дополнительные элементы – с целью затруднить возможность подделки маркировок.

Среди ввозимых из-за рубежа автомобилей встречаются похищенные, которые реализуются обычно после изменения их маркировки.   Имеют место случаи, когда с целью уклонения от таможенных выплат, появляются автомобили-двойники, с одинаковыми маркировками агрегатов, когда у одного автомобиля маркировки заводские, а у второго – той же модели и окраски – маркировки перебиты.

В экспертной практике встречаются случаи незаводского изменения маркировок агрегатов и у автомобилей отечественного производства.

Реже, но бывает, что маркировка изменена на заводе, в случаях ошибок, допущенных при нанесении.  Эксперт должен уметь отличить заводское и незаводское изменение маркировки.

В распоряжении экспертов Центра по вопросам  исследования маркировок агрегатов автомобилей зарубежного производства до недавних пор имелось фактически одно пособие: учебное пособие А.А.Нагайцева «Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства», Москва, 1998г.

В последнее время появились другие работы по этой теме, но все же экспертам не всегда достаточно необходимых сведений. Эксперты вынуждены обращаться к интернет-ресурсам, иногда это занимает довольно продолжительное время.  В связи с этим в лаборатории Судебно-баллистических и трасологических исследований возникла  необходимость в такой работе по сбору сведений о способах и местах  нанесения идентификационных маркировок на разных видах транспортных средств разных производителей, в том числе и отечественных.

За прошедшие годы был собран материал по многим моделям и маркам автомобилей, но база обновляется, автомобильный парк растет и перед экспертами часто стоит задача определить заводская ли маркировка на все новых и новых автомобилях. Можно обратиться в специальные структуры, делать запрос и ждать ответ, часто весь процесс занимает довольно продолжительное время и стоит денег, а когда дело касается уголовного процесса время – самое дорогое, что есть у эксперта. В таком случае эксперт должен владеть необходимой информацией, действовать оперативно и не времязатратно.

Интерес ко многим из автомобилей вызван прежде всего тем, что на отечественном рынке с каждым днем все больше появляется автомобилей различных марок и перед экспертами стоит задача определить не только место расположения идентификационных маркировок, но и установить соответствует ли маркировки заводским способам набивки или нет.

Для повышения научной обоснованности судебно-трасологических  экспертиз, необходимы современные разработки, основанные на экспертной практике и совокупности применяемых методов исследования идентификационных маркировок у автомобилей, предоставляемых судебно-следственными органами. Исполнителями производится изучение специальной литературы, в части проведения аналогичных исследований идентификационных маркировок трасологической и автотехнической экспертизы зарубежных стран. В результате сбора и изучения литературы и информации, связанной с производством таких исследований зарубежными коллегами, необходимо отметить, что такие исследования являются  важнейшим доказательством по делам, связанным с экономическими преступлениями и мошенничеством.

 

 

Skip to content