ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УСТАНОВЛЕНИИ МЕХАНИЗМА ДТП.

Структура транспортно-трасологической  экспертизы определяется содержанием экспертных задач  решаемых при ее производстве: классификационных, идентификационных, диагностических.

          Установление модели ТС (классификационная  задача) и его отождествление (идентификационная задача) осуществляются по следам ходовой части выступающих частей ТС, по отделившимся деталям и частям ТС.

          К категории диагностических задач относится расшифровка механизма ДТП: установление места столкновения (наезда), определение взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления удара при столкновении, перемешения ТС после столкновения, взаимного положения ТС и пешехода в момент наезда (переезда) и т. п.

          Производство транспортно-трасологической экспертизы способно оказать существенную помощь следсвию на различних этапах расследования ДТП: в ходе осмотра на месте происшествия для розыска скрывшегосия ТС, реконструкции механизма ДТП: при проведении комплексной трасолого-автотехнической или трасолого –судебно-мединсинской экспертизы (к которой может быть добавлена и автотехническая экспертиза) .

          Особо важное значение транспортно-трасологическая экспертиза имеет для установления причин возникновения следов, механизма возникнвения следов однородных групп и определения механизма образования следов в целом. На основе этого транспортно-трасологическая экспертиза помогает следователю, суду, эксперту-автотехнику   разобраться в механизме ДТП, определить условия взаимодействия ТС иных материальных объектов участников ДТП.

          Для успешного решения таких задач эксперту необходимы познания как в общей трасологии так и в частном ее разделе – следы ТС.

          Механизм взаимодействия ТС при столкновении.     Взаимодействие  ТС при столкновении определяется возникающими в процессе контактирования силами. В зависимости от конфигурации контактировавших частей они возникают на различных участках в разные моменты времени, изменяясь по величине в процессе продвижения ТС относительно друг друга. Поэтому их действие  можно учесть лишь как действие равнодействующей множества векторов импульсов этих сил за период контактирования ТС друг с другом.

          Образование деформаций.  В зависимости от вида столкновения определяются расположение деформаций по периметру ТС и их характер ( направление под воздействием контактировавших частей, общие деформаций корпуса ). При блокирующем столкновении общее направление деформаций совпадает с направлением вектора относительной скорости, при скользящем столкновении оно может существенно отклоняться из-за возникновения поперечных составляющих сил взаимодействия. Относительное смещение центров тяжести ТС в процессе образования деформаций при скользящем столкновении может быть значительно больше, чем при блокирующем, что уменьшает силы взаимодействия благодаря большему демпфированию. Кроме того, при скользящем столкновении на образование деформаций затрачивается меньшая часть кинетической энергии ТС, что также способствует уменьшению сил взаимодействия при столкновении.

          Изменение скорости. В зависимости от вида столкновения скорость ТС после столкновения может резко снизиться (при встречном столкновении), возрасти (при попутном заднем столкновении), может также измениться направление движения (при перекрестном столкновении).

          Экспертное исследование следов и повреждений на ТС позволяет установить обстоятельства, определяющие вторую стадию механизма столкновения – процесс взаимодействия при контактировании.

          Установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент      столкновения. Основными задачами, которые могут быть решены при экспертном исследовании следов и повреждений на ТС, являются:

          1) установление угла взаимного расположения ТС в момент      столкновения;

          2) определение точки первоначального контакта на ТС. Решение этих двух задач выявляет взаимное расположение ТС в момент удара, что позволяет установить или уточнить их расположение на дороге с учетом оставшихся на месте происшествия признаков, а также направление линии столкновения;

          3) установление направления линии столкновения(направление ударного импульса – направление относительной скорости сближения). Решение этой задачи дает возможность выяснить характер и направление движения ТС после удара, направление травмирующих сил, действовавших на пассажиров, угол столкновения и др.;

          4) определения угла столкновения (угла между направлениями движения ТС перед ударом). Угол столкновения позволяет установить направление движения одного ТС, если известно направление другого, и количество движения ТС в заданном направлении, что необходимо при выявлении скорости движения и смещения от места столкновения.

          Кроме того, могут возникать задачи,  связанные  с установлением причин и времени возникновения повреждений отдельных деталей. Такие задачи решаются, как правило,  после  изъятия поврежденных деталей с ТС путем комплексного исследования автотехническими, трасологическими  и металловедческими методами.

          Определение направления удара при столкновении ТС.  Удар при столкновении ТС – кратковременный процесс, длящийся сотые доли секунды, когда кинетическая энергия движущихся ТС затрачивается на деформацию их частей. В процессе образования деформаций при взаимном внедрении ТС в контакт входят различные части, проскальзывая, деформируясь, разрушаясь в разные моменты времени. При этом между ними возникают силы взаимодействия переменной величины, действующие в разных направлениях.

Установление места столкновения  во многих случаях имеет решающее значение для оценки действий водителей, причастных к ДТП. Поэтому когда установить место столкновения следственным путем не представляется возможным, данный вопрос ставится на решение транспортно-трасологической экспертизы.  Возможность решения экспертным путем вопроса о месте столкновения и точность, с которой может быть определено расположение каждого ТС на дороге в момент столкновения, зависят то того, какими исходными данными об обстоятельствах происшествия будет располагать  эксперт и насколько точно они будут выявлены.

Методы установления места столкновения зависят от тех данных об обстоятельствах происшествия, которыми располагает  эксперт. Чем больше таких данных, чем они информативнее и точнее установлены, тем проще методика исследования, применяемая экспертом для установления места столкновения,  и вернее его результаты. В зависимости от информативности установленных данных место столкновения определяется непосредственно по характерным признакам или путем расчетов.

Экспертное исследование места происшествия. Оставшиеся на месте происшествия следы – наиболее существенные признаки,  позволяющие довольно полно выявить механизм происшествия.   При первичном осмотре места ДТП данные  об этих следах фиксируют,  как правило, недостаточно полно, и многие следы, имеющие больше значение для установления механизма происшествия, нередко вообще не фиксируются, в особенности если они малозаметны. Поэтому проведение экспертного исследования на месте ДТП может быть весьма полезным, особенно при сложном механизме происшествия.

Установление факта движения или неподвижного состояния ТС при столкновении.  Необходимость решения вопроса о том, двигалось ли ТС в момент удара при столкновении, возникает в тех случаях, когда имеются основания предполагать, что водитель этого ТС, не пропустив другое, водитель которого пользовался преимущественным правом на движение, успел  своевременно остановиться, давая другому возможность приять необходимые меры для предотвращения происшествия.

Возможность решения вопроса о том, находилось ли в движении Тс в момент удара при столкновении, зависит от конкретных обстоятельств происшествия, точности фиксации признаков,  определяющих их, результатов экспертных исследований непосредственно на месте происшествия и причастных к происшествию ТС.

  Ведущий эксперт Сырдарьинского

  отделения РЦСЭ Б.Ахмедов

Skip to content