К вопросу о классификации следов и повреждений на транспортных средствах и на одежде и обуви пострадавших в дорожно-транспортном происшествии.

Аннотация: В настоящее время актуальным является вопрос повышения эффективности и точности проведения экспертных исследований автотранспортных средств и предметов одежды и обуви пострадавших в ДТП, для чего необходима организация дальнейшего развития теории, методов и средств судебной трасологической экспертизы. Для противодействия преступности и установления достоверных сведений о следах и повреждениях на автомобиле, а также следов и повреждений на одежде пострадавших, проводится автотранспортная,трасологическая и химическая экспертизы.

Ключевые слова: автомобиль, экспертное исследование, следы от транспортного средства, следы на одежде.

Annotatsiya: Hozirgi vaqtda avtohalokatda shikastlangan transport vositalari va kiyim-kechak va poyafzallarni ekspertizadan o’tkazish samaradorligi va aniqligini oshirish masalasi dolzarb bo’lib, u sud-izshunoslik iz dalillari nazariyasi, usullari va vositalarini yanada rivojlantirishni tashkil etishni taqozo etadi. Jinoyatga qarshi kurashish va avtomashinadagi izlar va shikastlanishlar, shuningdek jabrlanganlarning kiyimidagi izlar va zararlar toʻgʻrisida ishonchli maʼlumotlarni aniqlash maqsadida avtotransport, izshunoslik va kimyoviy ekspertiza oʻtkaziladi.

Kalit so’zlar: avtomobil, ekspert tadqiqoti, transport vositasidan olingan izlar, kiyimdagi izlar.

Annotation: At present, the issue of increasing the efficiency and accuracy of conducting expert studies of vehicles and clothing and footwear injured in an accident is topical, which requires the organization of further development of the theory, methods and means of forensic trace evidence. To counteract crime and establish reliable information about the marks and damages on the car, as well as the marks and damages on the clothes of the victims, motor transport, trasological and chemical examinations are carried out.

Key words: car, expert study, traces from the vehicle, traces on clothes.

Разнообразие механизмов дорожно-транспортных происшествий влечёт за собой образование множества различных повреждений и следов на объектах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии. Эти следы и повреждения можно разделить на следующие основные категории: специфические, характерные и нехарактерные.

Специфическими следами и повреждениями являются такие, которые возникают только при определенном виде ДТП, для которого они и специфичны.

Так, специфическими для наездов на пешеходов являются контактные следы и повреждения на одежде и транспортных средствах, отоб­ражающие форму и размеры взаимодействовавших в процессе наезда определенных частей и деталей ТС и, соответственно, одежды и тела человека (например, следы-отпечатки рисунка беговой до­рожки протектора автошины на одежде или обуви, а на автомобиле – следы-отпечатки рельефа одежды с её волокнами).

Специфические для автонаездов следы и повреждения чаще и в большем количестве отображаются на одежде пострадавших (отпечатки рисунка беговой дорожки или боковины протектора автомобильной шины; отпечатки обода фары с разрезами от разбившегося фарного рассеивателя на брюках или юбке; множественные разрезы от осколков лобового стекла на участках плечевого пояса одежды и т.п.).

При этом следы рисунка беговой дорожки протектора являются специфическими для полных и неполных переездов колёсами через тело человека в горизонтальном или близком в нему положении.  А разрезы от фарного или лобового стекла – специфические для наездов на пешеходов, находившихся в вертикальном или близком к нему положении.

К характерным для наездов на пешеходов можно отнести сле­ды и повреждения, которые типичны для наезда вообще, не для определенного его вида. Так, углообразные или лоскутообразные разрывы материала одежды от зацепления о твердые выступы характерны для любого автонаезда: на пешехода в вертикальном или горизонтальном положении; с забрасыванием на лобовое стекло или с отбрасыванием в сторону и т.д.  Аналогично и значительные чистые потёртости одежды (зачастую с её истиранием до разрывов) являются характерными для автонаездов вообще.  К характерным для наездов можно отнести: притёртости лакокрасочного покрытия, пластмассы или резины на одежде или обуви; наслоения горюче-смазочных материалов (ГСМ); внедрение в материал одежды микрочастиц стекла на участках разрезов; обширные следы трения, загрязненные почвой или дорожными наслоениями (пыль, асфальт, бетон, иногда растительная зелень) с разрывами от истирания и т.п. следы.

Вместе с тем, определенная группа следов и повреждений на одежде, характерных для наездов вообще, может образовать сово­купность, специфическую для определенного вида наезда.

Например, на одежде имеются: на уровне голени или бедра разрезы от фарного стекла; над ними притёртость краски от края капота или крыла; на спинке или на плечевом участке рубашки множественные разрезы от лобового стекла на фоне обширной потёртости материала; а на других участках одежды – потёртости с притёртостями дорожных загрязнений. Такая совокупность признаков, характерных для наездов вообще, является безусловно специфической для фронтального наезда на человека, находившегося в вертикальном или близком к нему положении, с последующим забрасыванием тела на лобовое стекло и с дальнейшим отбрасыванием его на дорожное полотно.

В свою очередь наличие на разных участках одежды значительных потёртостей с притёртостями дорожных загрязнений; обширных участков ткани с мелкими складками типа гофрировки; разрывов материала от его истирания и от зацепления; обильных наслоений ГСМ; иногда притёртостей ржавчины или краски в смеси со ржавчиной – эти следы на одежде, характерные для наезда вообще, образуют совокупность, специфическую для наезда на человека, находившегося в горизонтальном или близком к нему положении и волочения тела под днищем ТС. Если же в дополнение ко всем этим следам имеются и следы-отпечатки рисунка (рисунков) беговой дорожки протектора автошины, можно заключить, что, наряду с волочением имел место и переезд колесом (колёсами).

Нехарактерными следами и повреждениями являются такие, которые могут образоваться при разных условиях, например, разрывы от зацепления и натяжения материала, особенно разрывы по линиям наименьшего сопротивления – по швам. Такие разрывы могут образоваться как в процессе ДТП, так и при иных обстоятельствах, например, при драке и т.п.   А царапины на поверхности ТС могут остаться и при столкновении с каким-то ТС, и при наезде на неподвижное препятствие, и даже при наезде на пешехода – в результате скольжения твердой детали одежды – пуговицы, пряжки и т.п.

Вместе с тем, в совокупности с имеющимися характерными и особенно со специфическими следами для вывода о механизме ДТП могут быть использованы и нехарактерные. Так, разрывы швов одежды при наличии множественных следов и повреждений, специфических и характерных для наезда на пешехода в вертикальном положении, могут быть отнесены к тому же механизму образования, поскольку в процессе автонаездов обычно происходит разнонаправленное натяжение материла одежды, зачастую заканчивающееся её разрывами по линиям наименьшего сопротивления.

Для каждого механизма наезда и для каждой его фазы специфичны и характерны свои следы и повреждения на ТС, о чём речь пойдёт в соответствующих главах.

Общими же признаками силового контакта с телом и одеждой человека в процессе наезда, остающимися на транспортных средствах, являются:

– овальная или полуовальная форма вмятин на относительно легко деформируемых деталях автомобиля (на капоте, крыле, обшивке переда, номерном знаке, крыше легкового ТС, реже – на его бампере; на обшивке или номерном знаке ТС вагонного типа);

– пологие края этих вмятин, гладкое дно; иногда вмятины повторяют контуры частей человеческого тела, оставивших их;

– отсутствие в этих вмятинах царапин, соскобов краски или пластмассы и т.п. следов грубого механического воздействия;

– расположение вышеуказанных вмятин по одной линии действия и по одной (как правило вертикальной) прямой (например, спереди на номерном знаке или на бампере, на обшивке, облицовке радиатора и на капоте);

– следы потёртости верхнего слоя лакокрасочного покрытия без царапин и соскобов краски. Обычно в виде темных полос, видимых в косопадающем свете;

– следы скольжения или отпечатки рельефа материала одежды; иногда притёртости волокон или полимерных плёночек от син­тетического материала одежды или зацепившиеся обрывки материала одежды;

– следы забрасывания тела (в возможной второй фазе наезда) на капот или на ветровое (лобовое) стекло, или даже на крышу.

Характерными и специфическими для забрасывания тела на лобовое стекло являются:

– обширное повреждение лобового стекла (трехслойного, т.к. закаленное в таких случаях просто рассыпается) в виде множественных радиальных и концентрических трещин, имеющих один (или два-три) широкий центр удара, обычно с выщербленностью в центре осколков верхнего слоя стекла. Иногда в центре стекло бывает прогнуто в салон, даже разорвано, а края разрыва загнуты внутрь. На стекле могут быть обнаружены пятна крови, в трещинах – волосы или во­локна и нити от одежды. Следует отличать повреждения лобового стекла, возникшие в результате удара головой сидящего в салоне человека при резком торможении в процессе ДТП. Они имеют точно такую же картину, но при этом обычно хорошо выражена направленность удара изнутри наружу – стекло выгнуто наружу.  А выкрошенность стекла в центре удара с внутренней его стороны, даже при отсутствии выпуклости стекла, поможет определить направление удара изнутри салона.

В зависимости от скорости движения ТС и места забрасывания человека могут быть и другие повреждения и деформации:

– изгиб или поломка щетки стеклоочистителя либо её держателя;

– овальная вмятина на капоте перед лобовым стеклом ;

– овальный прогиб стойки лобового стекла.

В следующей фазе наезда – сбрасывании тела с лобового стекла или крыши – возможны поломки зеркала заднего вида или его кронштейна. Они не сопровождаются царапинами, задирами пластмассы и т.п. следами грубого механического воздействия.

Характерными для забрасывания тела на крышу являются аналогичные вышеуказанным овальные вмятины на переднем краю крыши или в её передней половине. Обычно одновременно с забрасыванием на крышу повреждается и лобовое стекло. Иногда вмятины на крыше сопровождаются следами скольжения или отпечатками рельефа одежды.

Наличие полной или частичной совокупности таких следов безусловно позволяет заключить, что произошел наезд на пешехода, находившегося в вертикальном или близком к нему положении, с отбрасыванием тела в сторону или с забрасыванием его на лобовое стекло (капот, крышу).

О следах, возникающих на ТС при наезде на человека в горизонтальном или близком к нему положении, речь пойдет далее, в отдельной главе.

Среди следов, специфических для автонаездов, большое значение имеют следы-отпечатки материала одежды на ТС. Считаем необходимым подробнее остановиться на особенностях такого следообразования.

Ткани с крупным диагональным переплетением оставляют обычно на окрашенных (иногда – на загрязненных) поверхностях ТС статические следы, т.е. отпечатки – рельефные, хорошо выраженные, в виде параллельных полосок, внутри которых наблюдаются косые, более мелкие полоски – следы ткацкого переплетения нитей.  Основные полоски имеют “шаг”(количество полосок  в  поперечнике на определенную длину,  обычно на 1см) довольно крупный: в поперечнике на 1см приходится 7-10 поло­сок.

Хорошо выраженные рельефные следы-отпечатки оставляют также буклированные ткани и некоторые ткани пальтовой группы (драп без ворса и т.п.), твидовой группы, вельветы и др. мате­риалы с крупным рельефом поверхности (например, крупно-вязаные трикотажные полотна).

Ткани с мелким полотняным, саржевым и атласным переплетением оставляют следы-отпечатки менее выраженные и не столь рельефные – в виде мелких параллельных полосок с небольшим “шагом”: в поперечнике на 1 см 12-15 полосок.

Динамические следы – следы скольжения разных видов тканей не столь резко различаются: обычно следы скольжения остаются при достаточно плотном прижатии одежды к поверхности автомобиля, когда рельеф материала сглаживается. Поэтому чаще остаются потертости с темными полосовидными притертостями самого материала одежды. Впрочем, иногда крупно-рельефные ткани оставляют следы скольжения в виде крупных параллельных полос с “шагом”, соответствующим “шагу” рельефа материала. От следов-отпечатков той же ткани следы скольжения отличаются тем, что, как правило, они длиннее, и в них нет косых мелких полосок – следов переплетения.

В ряде случаев в следах скольжения и отпечатках материала одежды могут быть обнаружены с помощью лупы микрочастицы волокон, входящих в состав нитей материала.

Широко распространенные сейчас синтетические материалы, имеющие обычно относительно невысокую температуру плавления, обычно оставляют следы трения с притертостью пленочек оплавленного в процессе трения материала. Эти пленочки легко снимаются с поверхности ТС скальпелем, т.к. не имеют плотной адгезии с ЛКП, в отличие от притертостей краски, пластмассы или резины. Аналогичные притертости оставляет на ТС кожа и материалы, её заменяющие.

Исследованием вещества всех этих наслоений занимаются соответствующие специалисты-химики.
Общими признаками силового контакта одежды и обуви человека с деталями ТС в процессе наездов, являются самые разнообразные следы и повреждения на одежде и обуви, как специфические и характерные, так и некоторые нехарактерные (в совокупности). Так, на одежде потерпевших от автонаездов могут образоваться, в зависимости от вида наезда:

– разрывы материала одежды (углообразные, лоскутообразные, неправильной формы и др.) от удара деталями ТС, зацепления о них и натяжения;
– сильные потёртости материала (обычно на небольших участках), без  дорожных загрязнений, но с блеском материала и с оплавлением синтетических или смесовых материалов, иногда такие потёртости заканчиваются разрывами от истирания , с жёсткими на ощупь краями (у синтетических материалов);
– значительные обширные потёртости материала с внедрением дорожных загрязнений, зачастую с такими же обширными разрывами от истирания;
– потёртости материала, сопровождающиеся образованием мелких складок типа гофрировки, незагрязненных, либо загрязненных – в зависимости от вида наезда;

 – следы трения на пуговицах и иной фурнитуре, иногда с притёртостями краски, возможно повреждение пуговиц – полный разлом или откол части; а также разрывы замков-молний», как правило, со смятием, расплавлением зубчиков «молнии»;

– следы-отпечатки деталей ТС: рисунка протектора; болтов; гаек; пружин; облицовки радиатора; контуры фары;

 – образованные при ударе о разбившееся стекло разрезы или разрезы, комбинированные с разрывами (множественные или единичные). Расположенные в нижней половине одежды разрезы – от удара фарным рассеивателем в верхней – лобовым стеклом, реже – стеклом в двери, иногда боковым зеркалом заднего вида. Встречаются аналогичные разрезы и от удара разбившимися пластмассовыми деталями легковых автомобилей;

  – притёртости краски, иногда пластмассы; наслоения ГСМ и ржавчины от деталей днища ТС; внедрение в материал микрочастиц прозрачного стекла (обычно бесцветного от рассеивателя основных фар и от лобовых стёкол, редко – цветного от противотуманных фар);

  – на изнанке материала на участках повреждений или потёртостей наличие притёртостей светлых плёночек эпидермиса кожи, а иногда мышечных или костных фрагментов тела человека.

На обуви, в зависимости от вида наезда, также могут оставаться самые разные следы и повреждения:

– следы скольжения на подошвах, незагрязненные, блестящие или тёмные (в зависимости от вида материала подошвы), аномального направления (поперечного, косопоперечного, дугообразного) и необычного расположения (только на носке подмётки или на заднике каблука);

– разрывы на разных участках от силового контакта с деталями ТС в процессе наезда, особенно при переезде колёсами или попадании тела под днище ТС без переезда (между колёсами);

– бесконтактные разрывы от сильного натяжения (обычно ремешков обуви или её швов);

–  полное или частичное отделение подошвы от верха, при переезде – с поперечным сдавливанием обуви.  Иногда – отделение каблука от подмётки;

– следы значительного трения на боковых сторонах обуви (до разрывов от истирания), обычно возникающие при трении о дорожное полотно, уже при горизонтальном или близком к нему положении;

– иногда на обуви остаются отпечатки рисунка протектора шины, притёртости краски, следы крови в виде брызг и капель или же в виде бесформенных помарок.

Следует иметь в виду, что не менее значимые следы наездов могут оставаться на головных уборах и на сумках пешеходов. На головных уборах следы удара остаются обычно при наездах ТС вагонного типа (с высокой передней плоскостью).  На сумках же, напротив, могут остаться следы удара выступающими частями легкового ТС (такие же, как и на одежде).  Следы-отпечатки рисунка протектора могут отобразиться   на тех и на других, но при этом необходимо помнить, что эти следы вторичные и, скорее всего, они оставлены уже после наезда на человека и другим ТС.

В случаях наездов на находившихся в горизонтальном или близком к нему положении лиц обычно возникают обширные следы трения, волочения, с притёртостями дорожных загрязнений, с наслоениями ГСМ или ржавчины, с разрывами от перетирания материала одежды деталями днища, со следами протектора и т.п. следы, специфичные именно для попадания тела под днище ТС.  В таких случаях иногда возникает необходимость среди этих повреждений выявить возможные следы иного происхождения: например, при подозрении, что тело избитого или убитого пострадавшего было специально положено на дорогу для сокрытия более тяжкого преступления.

При наездах на пешеходов, находившихся в вертикальном или близком к нему положении, иногда возникают сложности в отнесении имеющихся следов и повреждений к наезду или к иному происшествию, не связанному с ДТП.  Это бывает, когда следы и повреждения на одежде немногочисленны и не являются специфичными или характерными для автонаезда.  Так, при некоторых видах наездов на одежде не остаётся ничего, кроме единичных разрывов швов от разнонаправленного натяжения, которые могли образоваться и при драке, и в иной ситуации, связанной с натяжением одежды. Либо на одежде могут остаться единичные разрезы от осколков стекла, которые требуется дифференцировать от ножевых колото-резаных.

При подозрении на возможность иного механизма образования повреждений и следов на одежде (не связанного с автонаездом) необходимо более тщательное исследование, в том числе и микроскопическое, а также контактно-диффузионный метод исследования.   Его цель – выявление среди имеющихся на одежде повреждений таких, как колото-резаные (ножевые и т.п.), разрывы от захвата руками в области воротника, плечевых швов и линии застёжки верхнего предмета одежды и др.  Обязательно принимать во внимание наличие и характер телесных повреждений, не «вписывающихся» в механизм наезда.

Приведём перечень основных признаков, позволяющих отличить на тканях (и других материалах одежды) разрезы, образованные осколками разбившегося при ударе стекла (любого, не только автомобильного) от колото-резаных:

– нанесенные стеклом разрезы зачастую имеют самую разную форму –  дугообразно изогнутую, ломаную; нередко они продолжаются поверхностными надрезами значительной длины и от обоих концов;

– противолежащие края разрезов от стекла часто не совпадают по форме – один край ровно резаный, противоположный – неровный, разволокнённый (это объясняется наличием у осколков стекла острых рёбер и плоской грани торца);

– под микроскопом в краях разрезов наблюдается пересечение нитей через одну на двух уровнях, т.е. чередование свободных концов нитей разной длины (что также объясняется наличием у осколков стекла двух острых рёбер);

– торцы свободных концов нитей, как правило, не перпендикулярны к плоскости материала;

– имеются свободные концы нитей, в которых пучки волокон разрезаны на разном уровне, концы отдельных волокон в них расплющены и могут иметь форму «ласточкина хвоста» (раздвоенную, с углублением в середине);

– при наличии нескольких разрезов, образованных стеклом, они могут пересекать друг друга самым причудливым образом;

– за краем разреза, вдоль него, в нескольких миллиметрах, встречаются перерезанные нити или часть волокон в нитях (это признак неодновременного контакта с двумя острыми рёбрами осколка стекла);

– нередко наблюдается внедрение в материал одежды микрочастиц стекла на участках этих разрезов или вблизи от них – в швах и иных утолщениях одежды.

   Дополнительными отличительными особенностями разрезов, образованных осколками стёкол транспортных средств, являются такие:

– как правило, множественность разрезов и надрезов;

– значительное разнообразие их форм и размеров;

– наличие наряду со сквозными разрезами множества поверхностных надрезов;

– потёртости материала и нитей близлежащих швов и разволокнение поверхностных его нитей на участках с разрезами (что объясняется динамическим характером контакта).

Повреждения и следы от автомобильного стекла могут отображать конструктивные особенности следообразующего объекта: например, форму разбившегося фарного рассеивателя (круглую, прямоугольную или в виде двух соседних окружностей от двойных фар).   Нередко по касательной к окружности, которую образуют такие разрезы, располагаются горизонтальные и вертикальные разрывы линейной или углообразной формы, с притёртостями краски, соответствующие положению ребра капота или переднего крыла автомобиля.

При ДТП резаные повреждения на одежде могут быть образованы и осколками стеклянных   предметов, находящихся в карманах одежды или в сумке потерпевшего в момент наезда на него.  В первом случае (стекло в кармане) наблюдается беспорядочно расположенный ряд разрезов, большей длины с внутренней стороны кармана – на его мешковине, где имеются также и поверхностные надрезы, отсутствующие снаружи.  Частички стекла при этом внедряются в ткань с внутренней стороны кармана.  Во втором случае, если представлена сумка, на ней находят разрезы, а внутри осколки соответствующего стекла.

Если же сумка не представлена, могут возникнуть затруднения в определении механизма образования разрезов на одежде: возникли ли они от удара разбившимся фарным рассеивателем, или разбившейся при наезде стеклянной ёмкостью в сумке.  Правильному решению этого вопроса могут помочь такие признаки, как наличие внедрившихся в материал одежды микрочастиц стекла, характерное именно для удара фарным рассеивателем; наличие дополнительных следов – притёртостей краски, пластмассы и т.п.  Из материалов дела могут быть использованы сведения протокола осмотра места ДТП об осыпи фарного или лобового стекла на месте наезда.

Иногда, если разрезы нанесены осколками стеклянной ёмкости, находившейся в сумке, на одежде могут быть обнаружены следы находившейся ёмкости жидкости (в экспертной практике встречались случаи, когда на одежде оставались следы вина и кисломолочных продуктов).

Использованная литература:

  1. А.Г.Сухарев, А.В.Калякин, А.Г.Егоров, А.И.Головченко «Трасология и трасологическая экспертиза», гл.3,4,12. Саратовский юридический институт МВД России 2010г.
  2. «Справочник криминалиста – трасолога»/авт.-сот.: Ю.П.Фролов, Г.Н.Степанов. – Волгоград: ВА МВД России, 2007.
  3. И.К.Коршаков «Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда», Москва, «Транспорт» 1988г.
  4. «Комплексная методика идентификации и установления факта контактного взаимодействия орудий преступления» (методическое пособие для экспертов, следователей и судей, Москва, 1987, главы 6-8).
  5. Пособие «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования)» Вып. 2, Москва, 1988.
  6. Судебно-трасологическая экспертиза, учебно-методическое пособие, выпуск 3, Москва 1972.
  7. И.В.Кантор, В.А.Ярмак, Н.Ю.Жигалов, П.П.Смольяков «Трасология и трасологическая экспертиза 2, учебник, Москва: ВА ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  8. В.Д.Балакин «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий», учебное пособие, Федеральное агентство по образованию СИБАДИ, Омск, 2005.

Ромаданова Т.А., ведущий эксперт ЛСБТИ РЦСЭ