Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Узбекистана. Автопарк производимых в Узбекистане автомобилей с момента обретения независимости существенно обновился, увеличился и стал еще более разнообразным производятся и собираются легковые автомобили, грузовики и микроавтобусы, самосвалы, тягачи, автобусы.
В условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, ежедневно происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.
Для того, чтобы разъяснять неясные обстоятельства ДТП, а также для установления виновника происшествия в спорных ситуациях, существует и занимает особое место автотехническая экспертиза.
Целью автотехнической экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств механизма происшествия и установление объективных причин дорожно-транспортного происшествия.
В зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования различают следующие виды автотехнической экспертизы:
– экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
– транспортно-трассологическая экспертиза (исследования следов на ТС и на месте ДТП);
– экспертиза технического состояния дороги (дорожные условия);
– транспортно-оценочная экспертиза (оценочные исследования);
– экспертиза технического состояния транспортного средства;
Многие аварии случаются по причине технической неисправности транспортных средств.
Объектами исследования технического состояния ТС могут быть легковые и грузовые автомобили, трамваи, автобусы, трактора, наиболее часто объектами автотехнической экспертизы являются узлы и механизмы, влияющие на безопасность движения.
Основной целью экспертного исследования транспортного средства является установление причинно-следственной связи между его техническим состоянием и механизмом ДТП. Техническое состояние транспортного средства характеризуется степенью его соответствия инструкциям предприятий-изготовителей, Правилам технической эксплуатации, государственным стандартам и другим нормативным актам. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируется как неисправность.
Начиная исследование, эксперт должен быть уверен, что объект исследований находится в том же состоянии, в каком он находился непосредственно после ДТП. Чтобы результаты исследования были достоверными, его следует проводить, применяя современные методы и методики, разработанные на основе достижений технической диагностики, изучающей отказы (полные и частичные) и особенности работы системы, в которой отказал какой-либо элемент.
В общих частях исследование предусматривает следующие операции:
– наружный осмотр объекта, представленного на экспертизу, фотографирование его, фиксация неисправностей, установленных при осмотре (трещин, изломов, ослабления креплений, вмятин и др,);
– разборка агрегата, осмотр и замер деталей, установление повышенных износов и деформаций, царапин, трещин и других повреждений;
– установление причин возникновения обнаруженных дефектов и механизма их образования;
– Проведение экспериментов и проверочных расчетов для подтверждения предполагаемого механизма образования дефектов;
– Сопоставление результатов экспертного исследования с нормативными данными; техническими условиями на изготовление и сборку узлов, на ремонт и выбраковку деталей; технологическими картами на техническое обслуживание и ремонт автомобиля; чертежами предприятия-изготовителя и т. д;
Эксперт при диагностировании автомобиля выделяет элементы и узлы, которые могут привести систему в нерабочее состояние, и он описывает их состояние при отказе. Зная признаки отказа этих элементов, он может составить программу проведения проверок, т.е. диагностический тест, и выявить такие элементы. При этом эксперт не ограничивается констатацией факта неисправности системы. Ему необходимо выяснить причину и время возникновения технической неисправности, возможность ее обнаружения до момента наступления ДТП, причинную связь между обнаруженной неисправностью и фактом наступления ДТП, при том состоянии системы, в котором она находилась в момент происшествия.
Чтобы решить вопрос о причинно-следственной связи между обнаруженной неисправностью и отказом системы в работе, эксперт должен уметь технически грамотно, в соответствии с положениями инструкции по эксплуатации и ремонту конкретной модели автомобиля разобрать исследуемый элемент или узел, определить и устранить неисправность.
Результатом наружного осмотра могут быть данные, по которым можно определить конкретное место, причину повреждения и его влияние на работу системы. Это позволит эксперту наметить наиболее короткий и правильный путь решения поставленной перед ним задачи.
Приведу пример из экспертной практики, из РОВД поступили материалы дела по факту ДТП с участием 2-х автомобилей с постановлением о проведении экспертизы технического состояния транспортного средства. Перед экспертом был поставлен вопрос о проверке тормозной системы легкового автомобиля и установлении неисправности. Если токовое имело место, определить время возникновения неисправности до ДТП во время ДТП или после ДТП.
Как следовало из материалов дела при столкновении двух автомобилей — грузового и легкового, у легкового автомобиля отказали тормоза. В присутствии следователя и водителей обоих автомобилей, при осмотре транспортного средства на месте хранения автомобиля было снято с места крепления переднее колесо и была обнаружена неисправность тормозного шланга переднего колеса. Шланг был плохо закреплен, при повороте колеса шланг соприкасался, с другими деталями автомобиля, в результате чего он протерся почти на половину толщины. Когда водитель легкового автомобиля, пытаясь предотвратить столкновение, резко затормозил, шланг от большого давления разорвался, тормозная жидкость вылилась, но скорость автомобиля не уменьшилась. Попытка водителя применить ручной тормоз не дала положительных результатов, так как замедление автомобиля оказалось недостаточным, в результате чего произошло ДТП. После проведенных исследований экспертом было дано заключение о том, что техническая неисправность тормозного шланга возникла до ДТП указанную неисправность водитель мог обнаружить до ДТП. Тормозная система автомобиля была неисправна, утечка тормозной жидкости заключалась в предельном износе тормозного шланга переднего колеса.
Ведущий эксперт Лаборатории
судебно-автотехничеких экпертиз
Р.Б. Пулатов.