Автотехническая экспертиза и её особенности. Экспертиза технического состояния транспортных средств

Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Узбекистана. Автопарк производимых в Узбекистане автомобилей с момента обретения  независимости существенно обновился, увеличился и стал еще более разнообразным производятся и собираются  легковые автомобили, грузовики и микроавтобусы, самосвалы, тягачи, автобусы.

      В условиях современного дорожного движения, насы­щенного большим количеством транспортных средств, ежедневно происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.

            Для того, чтобы разъяснять неясные обстоятельства ДТП, а также для установления виновника происшествия в спорных ситуациях, существует и занимает особое место автотехническая экспертиза.

Целью автотехнической  экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств механизма происшествия и установление объективных причин дорожно-транспортного происшествия.

В зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования различают следующие виды автотехнической экспертизы:

 – экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

  – транспортно-трассологическая экспертиза (исследования следов на ТС и на месте ДТП);

 – экспертиза технического состояния дороги (дорожные условия);

– транспортно-оценочная экспертиза (оценочные исследования);

– экспертиза технического состояния транспортного средства;

        Многие аварии случаются по причине технической неисправности  транспортных средств.

Объектами исследования технического  состояния ТС могут быть легковые и грузовые автомобили, трамваи, автобусы,  трактора, наиболее часто объектами автотехнической экспертизы являются узлы и механизмы, влияющие на безопасность движения.

Основной целью экспертного исследования транспорт­ного средства является установление причинно-след­ственной связи между его техническим состоянием  и механизмом ДТП. Техническое состояние транспортного средства харак­теризуется степенью его соответствия инструкциям пред­приятий-изготовителей, Правилам технической эксплуата­ции, государственным стандартам и другим норматив­ным актам. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируется как неисправность.

Начиная исследование, эксперт должен быть уверен, что объект исследований находится в том же состоянии, в каком он находился непосредственно после ДТП. Чтобы результаты исследования были достоверными, его следует проводить, применяя современные  методы и методики, разработанные на основе достижений технической диагностики, изучающей отказы (полные и частичные) и особенности работы системы, в которой отказал какой-либо элемент.

В общих частях исследование предусматривает следующие операции:

    – наружный осмотр объекта, представленного на экспертизу, фотографирование его, фиксация неисправ­ностей, установленных при осмотре (трещин, изломов, ослабления креплений, вмятин и др,);

    –   разборка агрегата, осмотр и замер деталей, уста­новление повышенных износов и деформаций, царапин, трещин и других повреждений;

    – установление причин возникновения обнаруженных дефектов и механизма их образования;

   –     Проведение экспериментов и проверочных расчетов для подтверждения предполагаемого механизма образо­вания дефектов;

   –    Сопоставление результатов экспертного исследова­ния с нормативными данными; техническими условиями на изготовление и сборку узлов, на ремонт и выбраковку деталей; технологическими картами на техническое обслу­живание и ремонт автомобиля; чертежами предприя­тия-изготовителя и т. д;

        Эксперт при диагностировании автомобиля выделяет элементы и узлы, которые могут привести систему в нерабочее состояние, и он описывает их состояние при отказе. Зная признаки отказа этих элементов, он может составить программу проведения проверок, т.е.  диагностический тест, и выявить такие элементы.  При этом эксперт не ограничивается констатацией факта неисправности системы. Ему необходимо выяснить причину и время возникновения технической неисправности, возможность ее обнаружения до момента наступления ДТП,  причинную связь между обнаруженной неисправностью и фактом наступления ДТП, при том состоянии системы, в котором она находилась в момент происшествия.

Чтобы решить вопрос о причинно-следственной связи между обна­руженной неисправностью и отказом системы в  работе, эксперт должен уметь технически грамотно, в соответствии с положениями инструкции по эксплуатации и ремонту конкретной модели автомобиля разобрать исследуемый элемент или узел, определить и устранить неисправность.

Результатом наружного осмотра могут быть данные, по которым можно определить конкретное место, причину повреждения и его влияние на работу системы. Это позволит эксперту наметить наиболее короткий и правильный путь решения поставленной перед ним задачи.

        Приведу пример из экспертной практики, из РОВД поступили материалы дела по факту ДТП с участием 2-х автомобилей  с постановлением о проведении экспертизы технического состояния транспортного средства. Перед экспертом был поставлен вопрос о проверке тормозной системы легкового автомобиля и установлении неисправности. Если токовое имело место,  определить время возникновения неисправности до ДТП во время ДТП или после ДТП.

        Как следовало из материалов дела  при столкновении двух автомобилей — грузового и легкового, у легкового автомобиля отказали тормоза. В присутствии следователя и водителей обоих автомобилей, при осмотре транспортного средства на месте хранения автомобиля было снято с места крепления переднее колесо и была обнаружена неисправность тормозного шланга переднего колеса. Шланг был плохо закреплен, при повороте колеса  шланг сопри­касался, с другими деталями автомобиля, в результате чего он протерся почти на половину толщины. Когда водитель легкового автомобиля, пытаясь предотвратить столкно­вение, резко затормозил, шланг от большого давления разорвался, тормозная жидкость вылилась, но скорость автомобиля не уменьшилась. Попытка водителя приме­нить ручной тормоз не дала положительных результатов, так как замедление автомобиля оказалось недостаточным, в результате чего произошло ДТП.  После проведенных исследований экспертом было дано заключение о том, что техническая неисправность тормозного шланга  возникла до ДТП указанную неисправность водитель мог обнаружить до ДТП. Тормозная система автомобиля была неисправна, утечка тормозной жидкости заключалась в предельном износе тормозного шланга переднего колеса.

 

 Ведущий эксперт Лаборатории
судебно-
автотехничеких экпертиз
Р.Б. Пулатов.

Skip to content