К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СЛЕДОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И НА ОДЕЖДЕ И ОБУВИ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ.

Разнообразие механизмов дорожно-транспортных происшествий влечёт за собой образование множества различных повреждений и следов на объектах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии. Эти следы и повреждения можно разделить на следующие основные категории: специфические, характерные и нехарактерные.

Специфическими следами и повреждениями являются такие, которые возникают только при определенном виде ДТП, для которого они и специфичны.

Так, специфическими для наездов на пешеходов являются контактные следы и повреждения на одежде и транспортных средствах, отоб­ражающие форму и размеры взаимодействовавших в процессе наезда определенных частей и деталей ТС и, соответственно, одежды и тела человека (например, следы-отпечатки рисунка беговой до­рожки протектора автошины на одежде или обуви, а на автомобиле – следы-отпечатки рельефа одежды с её волокнами).

Специфические для автонаездов следы и повреждения чаще и в большем количестве отображаются на одежде пострадавших (отпечатки рисунка беговой дорожки или боковины протектора автомобильной шины; отпечатки обода фары с разрезами от разбившегося фарного рассеивателя на брюках или юбке; множественные разрезы от осколков лобового стекла на участках плечевого пояса одежды и т.п.).

При этом следы рисунка беговой дорожки протектора являются специфическими для полных и неполных переездов колёсами через тело человека в горизонтальном или близком в нему положении.  А разрезы от фарного или лобового стекла – специфические для наездов на пешеходов, находившихся в вертикальном или близком к нему положении.

К характерным для наездов на пешеходов можно отнести сле­ды и повреждения, которые типичны для наезда вообще, не для определенного его вида. Так, углообразные или лоскутообразные  разрывы материала одежды от зацепления о твердые выступы характерны для любого автонаезда: на пешехода в вертикальном или горизонтальном положении; с забрасыванием на лобовое стекло или с отбрасыванием в сторону и т.д.  Аналогично и значительные чистые потёртости одежды (зачастую с её истиранием до разрывов) являются характерными для автонаездов вообще.  К характерным для наездов можно отнести: притёртости лакокрасочного покрытия, пластмассы или резины на одежде или обуви; наслоения горюче-смазочных материалов (ГСМ); внедрение в материал одежды микрочастиц стекла на участках разрезов; обширные следы трения, загрязненные почвой или дорожными наслоениями (пыль, асфальт, бетон, иногда растительная зелень) с разрывами от истирания и т.п. следы.

Вместе с тем, определенная группа следов и повреждений на одежде, характерных для наездов вообще, может образовать сово­купность, специфическую для определенного вида наезда.

Например, на одежде имеются: на уровне голени или бедра разрезы от фарного стекла; над ними притёртость краски от края капота или крыла; на спинке или на плечевом участке рубашки множественные разрезы от лобового стекла на фоне обширной потёртости материала; а на других участках одежды – потёртости с притёртостями дорожных загрязнений. Такая совокупность признаков, характерных для наездов вообще, является безусловно специфической для фронтального наезда на человека, находившегося в вертикальном или близком к нему положении, с последующим забрасыванием тела на лобовое стекло и с дальнейшим отбрасыванием его на дорожное полотно.

В свою очередь наличие на разных участках одежды значительных потёртостей с притёртостями дорожных загрязнений; обширных участков ткани с мелкими складками типа гофрировки; разрывов материала от его истирания и от зацепления; обильных наслоений ГСМ; иногда притёртостей ржавчины или краски в смеси со ржавчиной – эти следы на одежде, характерные для наезда вообще, образуют совокупность, специфическую для наезда на человека, находившегося в горизонтальном или близком к нему положении и волочения тела под днищем ТС. Если же в дополнение ко всем этим следам имеются и следы-отпечатки  рисунка (рисунков) беговой дорожки протектора автошины, можно заключить, что, наряду с волочением имел место и переезд колесом (колёсами).

Нехарактерными следами и повреждениями являются такие, которые  могут образоваться при разных условиях, например, разрывы от зацепления и натяжения материала, особенно разрывы по линиям наименьшего сопротивления – по швам. Такие разрывы могут образоваться как в процессе ДТП, так и при иных обстоятельствах, например, при драке и т.п.   А царапины на поверхности ТС могут остаться и при столкновении с каким-то ТС, и при наезде на неподвижное препятствие, и даже при наезде на пешехода – в результате скольжения твердой детали одежды – пуговицы, пряжки и т.п.

Вместе с тем, в совокупности с имеющимися характерными и особенно со специфическими следами для вывода о механизме ДТП могут быть использованы и нехарактерные. Так, разрывы швов одежды при наличии множественных следов и повреждений, специфических и характерных для наезда на пешехода в вертикальном положении, могут быть отнесены к тому же механизму образования, поскольку в процессе автонаездов обычно происходит разнонаправленное натяжение материла одежды, зачастую заканчивающееся её разрывами по линиям наименьшего сопротивления.

Общими же признаками силового контакта с телом и одеждой человека в процессе наезда, остающимися на транспортных средствах, являются:

– овальная или полуовальная форма вмятин на относительно легко деформируемых деталях автомобиля (на капоте, крыле, обшивке переда, номерном знаке, крыше легкового ТС, реже – на его бампере; на обшивке или номерном знаке ТС вагонного типа);

– пологие края этих вмятин, гладкое дно; иногда вмятины повторяют контуры частей человеческого тела, оставивших их;

– отсутствие в этих вмятинах царапин, соскобов краски или пластмассы и т.п. следов грубого механического воздействия;

– расположение вышеуказанных вмятин по одной линии действия и по одной (как правило вертикальной) прямой (например, спереди на номерном знаке или на бампере, на обшивке, облицовке радиатора и на капоте);

– следы потёртости верхнего слоя лакокрасочного покрытия без царапин и соскобов краски. Обычно в виде темных полос, видимых в косопадающем свете;

– следы скольжения или отпечатки рельефа материала одежды; иногда притёртости волокон или полимерных плёночек от син­тетического материала одежды или зацепившиеся обрывки материала одежды;

– следы забрасывания тела (в возможной второй фазе наезда) на капот или на ветровое (лобовое) стекло, или даже на крышу.

РОМАДАНОВА ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Ведущий судебный эксперт Республиканского центра

судебных экспертиз имени Х.Сулеймановой