Тема: «Актуальные проблемные вопросы исследования современных подписей».

Подпись, как объект судебно-почерковедческой экспертизы – это один из наиболее распространённых и сложных видов криминалистической экспертизы. Прежде всего, это связано с малым объёмом графического материала, содержащегося в ней по сравнению с другими почерковедческими объектами (например, рукописными текстами).

Наиболее часто подписи исследуются при расследовании дел об имущественных преступлениях, по которым проходят различные товарно-денежные документы – договора, накладные, доверенности, требования, или гражданские дела, связанные с правом наследования – завещания, дарственные, расписки и другие. Решением идентификационных вопросов изо дня в день занимаются эксперты-почерковеды различных экспертных учреждений Республики Узбекистан.

«Подпись – это собственноручно выполненное обозначение своей фамилии (имени) в каких-либо документах в удостоверительных целях, т.е. она является подтверждением тех сведений, фактов, событий, которые содержатся в документе. В совокупности с другими реквизитами, а иногда самостоятельно, она придает документу юридическое значение».

Являясь разновидностью почеркового материала, подпись по сравнению с почерком имеет свои особенности формирования:

  1. Подпись формируется обычно уже тогда, когда почерк, которым выполняется текст, в той или иной степени уже выработан.
  2. Отсутствуют какие-либо нормы для выполнения элементов подписи, поэтому появляется больше возможности её индивидуализации.
  3. Подпись представляет собой краткий объект, что является предпосылкой выработки большого автоматизма движений при частом её выполнении.

В процессе формирования подписи, а также в зависимости от характера документа и места, предназначенного для исполнения подписи, лицо расписывается полностью или сокращенно, аккуратно или небрежно, просто или вычурно. Иными словами, лицо употребляет в качестве удостоверительного знака несколько вариантов подписей, существенно отличающихся друг от друга. Вариационность подписи свойственна людям, имеющим высоковыработанные или средневыработанные почерки. Для лиц с мало выработанным почерком вариационность не типична и является редко встречаемой.

К проблемам, связанным с особенностями современных объектов судебно-почерковедческой экспертизы, относятся, прежде всего – проблема исследования краткой и простой подписи.

Данные подписи либо практически не содержат идентификационной информации, либо содержат небольшую информацию с учетом их краткости и простоты строения.

Сложность исследования таких подписей в целях установления их подлинности состоит в том, что они могут быть свободно воспроизведены любым лицом со средневыработанным и высоковыработанным почерком. С учётом вариационности частных признаков почерка в подписях и, как правило, невысокого темпа их выполнения, возможность «попадания» лицом, копирующим подпись в частные признаки подлинных подписей – очень велика.

Потенциальная незащищенность такого количества подписей от подделок создаёт серьёзную проблему для экспертов-почерковедов. Если учесть, что объектами судебно-почерковедческого исследования становятся преимущественно поддельные подписи, то процентное соотношение таких проблемных подписей ещё больше. Таким образом, проблема криминалистического исследования краткой подписи по-прежнему остаётся очень важной.

Но жизнь не стоит на месте и благодаря глобальному развитию информационных технологий в нашу жизнь очень быстро входят новые термины и понятия, которые прочно укореняются и становятся неотъемлемой частью, в том числе и профессиональной деятельности. Одним из новых терминов стало выражение – электронная цифровая подпись, (ЭЦП). Оно постепенно перешло из позиции «незнакомого» в позицию «нужного». Если коснуться терминологии, то можно определить электронную цифровую подпись как своеобразное приспособление любого электронного документа для защиты его от различных подделок. Но в нашем обществе совсем немногие действительно понимают и точно представляют себе, что такое электронная цифровая подпись. Некоторые понимают под этим отсканированный образ ручной подписи. Другие думают, что это метка наподобие печати (факсимиле). На самом же деле ЭЦП – это преобразование информации с использованием средств криптографической защиты, закрытого ключа. Также существуют телекоммуникационные средства связи, на экранах которых можно выполнять подписи по средствам стилуса и пальца. В данном случае, эта «электронная» подпись является оцифрованным вариантом личной подписи (в настоящий момент используется при получении гражданами ID карты). Также существуют специальные устройства, похожие на графические планшеты, с помощью которых человек может перенести свою подпись в графический файл. В последнее время к этому направлению проявляется огромный интерес, и связано это в первую очередь с распространением мобильных устройств с сенсорными экранами.

Существенным недостатком ЭЦП является то, что она может быть передана другому лицу, т.е. в отличие от традиционной подписи она является отчуждаемой от своего владельца. При этом будет сохраняться юридическая значимость документов подписанных ЭЦП посторонним лицом, что в некоторых случаях может оказаться недопустимым.

Для подписи, выполненной конкретным исполнителем с использованием сенсорной поверхности для преобразования в цифровой формат, специалисты полагают возможным ввести термин «цифровая биометрическая подпись».  «Биометрия предполагает систему распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам. В области информационных технологий биометрические данные используются в качестве формы управления идентификаторами доступа и контроля доступа». Поведенческий класс биометрических данных связан с поведением человека (например: походкой и речью), другими словами с функциональными особенностями. Способность человека удерживать пишущий прибор и выполнять письменные движения, используя свой функционально-динамический комплекс навыков письма, и приспособляемость мышечно-двигательного аппарата к самым необычным условиям письма, в том числе письму мелом на вертикальной доске, пальцем на мокром песке, стилусом на сенсорном экране цифрового гаджета также можно отнести к поведенческому классу биометрии. Следовательно, даже выполнение подписи стилусом (пальцем) на сенсорном экране является материальным отображением личности и может быть подвергнуто идентификации.

Если же объединить ЭЦП и «цифровую биометрическую подпись»
в электронном документообороте, то можно решить проблему неотчуждаемости юридически значимой ЭЦП от её владельца. Электронные документы с использованием «цифровой биометрической подписи» еще не имеют широкого применения, однако встречаются при оформлении кредитных договоров на приобретение техники в салонах компании «Apple». А это означает, что в скором времени нас ожидает широкое распространение таких электронных документов, юридическую значимость которых будут подтверждать «цифровые биометрические подписи». А также это означает, что и совершаемые преступления перейдут на более высокий технический уровень и правоохранительным органам предстоит расследовать такие преступления, назначать и проводить криминалистические экспертизы.

Возникает вопрос: будет ли  являться «цифровая биометрическая подпись» объектом судебно-почерковедческой экспертизы? Пока этот вопрос остается открытым. Но с развитием технических возможностей и вхождением их в повседневную жизнь каждого человека, заставит ученых и специалистов дать ответ на этот вопрос.

 

Государственный судебный эксперт

лаборатории КЭД: Корж С.В.