«История создания и развития лаборатории судебно – баллистических и трасологических исследований. Современное состояние лаборатории ».

-Основные понятия, задачи и решаемые вопросы  судебно-трасологической и судебно-баллистической экспертизами.

-История создания и развития лаборатории судебно-баллистических и трасологических исследований.

-Современное состояние лаборатории и возможности решения поставленных задач.

Трасология – это «наука о следах»; это раздел криминалистики, изучающий  следы, разрабатывающий приёмы, методы и научно-технические средства  обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов.

В нашем центре и в нашей лаборатории проводятся следующие виды трасологических экспертиз:

Комплексные медико-трасологические экспертизы –  проводятся совместно экспертами – судебными  медиками и нами трасологами. Особенностью таких экспертиз является то, что они проводятся  на базе двух разных экспертных учреждений – одно на базе нашего центра, в нашей лаборатории, а второе – судебно-медицинском центре.  Таким образом, судебные медики решают свои вопросы по комплексу телесных повреждений на теле пострадавшего, а нами  – трасологами по следам и повреждениям на одежде пострадавшего решаются вопросы, посвященные направлению первичного удара по телу пострадавшего человека (например, если было место наезду автомобилем на тело пешехода, мы можем определить по следам и повреждениям на одежде, в какие части тела, пришелся первичный удар, в каком положении пострадавший  находился во время наезда (вертикальном или горизонтальном), двигался или стоял он во время контакта с автомобилем ).

Дактилоскопическая экспертиза посвящена  обнаружению, фиксации и изъятию следов пальцев и ладоней рук для их идентификации с целью установления личности их оставившего. Главным образом, такие экспертизы проводят, когда имеется факт кражи или угона. Вопросы, решаемые экспертом-трасологом при проведении данного вида экспертизы: имеются ли на представленных объектах следы рук человека?  Если “имеются”, то пригодны ли они для идентификации по ним личности? Не оставлены ли следы конкретным человеком? и т.д.

Экспертиза следов ног и обуви подразделяется на изучение следов босых ног, изучение следов в чулках (носках) и изучение следов обуви. Бывает, что на экспретизу поступают одиночные следы (гипсовые слепки или отпечатки на каком – нибудь материале) и дорожки следов (аналогично). При проведении такой экспертизы эксперт решает вопросы: имеются ли на представленных объектах следы босых ног человека? Если “имеются”, то пригодны ли они для идентификации по ним личности? Не оставлены ли следы босых ног конкретным человеком? Имеются ли на представленном на исследование объекте следы обуви?
Если “имеются”, то обувью какого размера они образованы?
Пригоден ли след обуви для идентификации по нему конкретного экземпляра обуви? Если “пригоден”, то не оставлен ли след конкретной обувью? И т.д.

При проведении экспертизы следов орудий и инструментов перед экспертом-трасологом стоит задача определения орудий взлома и инструментов (ломики, монтировки, топоры, стамески, долото, «гусиные лапы» и «балерина» и т.п.), установление направления взлома (снаружи ил изнутри). В данном виде экспертиз проводятся еще и исследования  следов распила, сверления,  газо- или электорорежущих аппаратов.

Экспертиза замков и пломб заключается в обнаружении следов взлома или их отсутствия, а также ключами или иным предметом они были отперты. При проведении экспертизы пломб эксперт решает вопросы: Нарушалась ли пломба после первоначального наложения? Образованы ли оттиски на пломбе данным пломбиром?  Подвергалась ли пломба после ее первоначального наложения вскрытию и повторному наложению? А при проведении экспертизы замка перед трасологом стоит задача, определить, исправен ли представленный на исследование замок? Если замок неисправен, то какова причина его неисправности? Возможно ли отпереть (запереть) замок конкретными ключами (ключом)? Был ли замок открыт (закрыт) при помощи штатного ключа или каким-либо посторонним предметом? Имеются ли на механизме замка следы взлома? Если “имеются”, то каким предметом был взломан замок? И множество других вопросов.

Трасологическая экспертиза изделий массового производства

К изделиям массового производства можно отнести многое (в том числе и обувь, одежду, шины), но практически к этому виду относят пуговицы, изделия кабельной промышленности, укупорочные колпачки и т.п.). Для проведения таких исследований эксперту необходимо знать особенности формирования признаков механизмов на изделиях массового производства. Изучаются ГОСТЫ и технологические данные, делаются экспертные эксперименты.

Экспертиза следов транспортных средств

Трасологическая экспертиза занимается следами ТС на разных объектах: на дорожном покрытии; на преградах; на других ТС; на одежде и обуви пострадавших и т.п. Следы могут быть представлены в натуральном виде или в виде моделей (фотоснимков, слепков, копий на пленках и др.). Задачи разные: установление механизма образования следа, вида оставившего его ТС; направления движения;  взаимного положения контактировавших объектов; идентификация объектов.

При проведении экспертизы механических повреждений одежды и следов на ней эксперт должен уметь различать классификацию   механических повреждений одежды, уметь по комплексу следов и повреждений устанавливать причины их образования (наезд, убийство, изнасилование и др.), определять  положение пострадавшего в момент наезда автомобилем (вертикальное или горизонтальное, двигался или стоял пешеход и т.д.).

При проведении экспертизы установления единого целого по частям перед экспертом-трасологом стоят вопросы определения, например, по осколкам или обломкам деталей, изъятых с места происшествия, вида ТС, их оставившего, составляют ли представленные обломки единое целое и др.

При проведении экспертизы по исследованию узлов и петель нами, трасологами, выясняются следующие обстоятельства: каким способом завязаны представленные на исследование жгуты, веревки и т.п;  требуется ли навык в  завязывании узлов;  одним ли способом завязаны несколько узлов, какому типу относятся узлы, имеющиеся на представленном на исследование объекте?
Являются ли данные узлы профессиональными (почтовый узел завязывают только на почте, пожарным узлом пользуются сотрудники пожаро-технической безопасности, морским узлом пользуются сотрудники морского транспорта)?

При проведении экспертизы маркировочных обозначений на агрегатах (кузове, двигателе, шасси) транспортных средств  эксперт-трасолог решает различные вопросы, посвященные изучению следов механического воздействия (орудий, инструментов) в месте нанесения идентификационного номера автомобиля (на кузове, двигателе или шасси)?  Подвергался ли изменению идентификационный номер автомобиля на кузове, двигателе, шасси?
Установить первоначальный (заводской) идентификационный номер кузова, двигателя, шасси, автомобиля.

При проведении экспертизы следов шин эксперт – трасолог решает вопросы: шиной какой модели оставлен след, слепок которого представлен на исследование? К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП? и т.д.

Трасологические исследования, дактилоскопические и судебно-баллистические экспертизы выполнялись с первых лет существования Ташкентской научно-криминалистической лаборатории, созданной в 1951 году. В первые годы существовал общий физико-технический отдел, в котором все сотрудники выполняли экспертизы по исследованию документов, судебно-баллистические, дактилоскопические и некоторые виды (традиционные) трасологических экспертиз. Физико-техническим отделом тогда  руководил Рубинов Владимир Михайлович. Среди сотрудников отдела были Чекушев Энвер Хасанович, Питиримов Аркадий Михайлович, Лыкова Светлана, Демина Таисия Максимовна.

Затем этот отдел был разделен на лабораторию технического исследования документов под руководством Питиримова А.М. и отдел трасологии и баллистики, которым более 20 лет руководил кандидат юридических наук Каплунов Израиль Михайлович, внесший большой вклад в развитие криминалистики, подготовку кадров лаборатории.

В 70-80 годах в отделе трудились Василькова Л.И., Грач Е., Маршанская О.П., Бакст А.Я., Исманов Х., к.ю.н. Марданов Ю.П., Егоров С.В., Свидерский В., Петров Ю., Шербинин В., Мухамедова Л.А., Бухаров А.Г., Чуряков Э.И.

Все эти сотрудники в свое время сделали существенный вклад в развитие трасологии и судебной баллистики. И раньше велись, и в настоящее время постоянно ведутся разработки новых методик исследования и работы по совершенствованию старых методик. Расширяется круг решаемых трасологией и судебной баллистикой задач.

Вскоре  в связи с потребностями практики, в лаборатории начали выполнять и экспертизы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, в том числе и по делам о столкновениях транспортных средств. Так появилась отрасль экспертной деятельности, названная впоследствии транспортной трасологией и переданная в отдел САТЭ.

Параллельно развивались исследования по делам о наездах на пешеходов. В необходимых случаях стали производиться комплексные химико-трасологические и медико-криминалистические экспертизы, еще до того, как были разработаны положения о таких экспертизах.

Сотрудники ЛСБТИ владеют методами и методиками трасологического и судебно-баллистического исследования самых различных объектов: одежды и транспортных средств; пломб и замков; орудий взлома и инструментов; следов рук и ног, обуви и перчаток; стекла и пуговиц; укупорки бутылок вино-водочной продукцией и с лекарственными препаратами; машинных и ручных швов; узлов и петель; огнестрельного оружия, боеприпасов, следов выстрела и множества других объектов.

Сотрудниками лаборатории постоянно осуществляется работа по сбору данных по разным видам экспертиз, связанных с ДТП. Оформлены и изданы три альбома рисунков протекторов шин; каталог выступающих частей автомобилей; каталог фарных рассеивателей отечественного и зарубежного производства. Данные каталоги пополняются ежегодно и помогают экспертам разрешить задачи, с которыми судебно-следственные работники обращаются в Центр. Сотрудниками лаборатории подготовлены методические письма по исследованию повреждений автомобильных шин; по исследованию механизма образования следов и повреждений на автомобилях о наездах на пешеходов; по криминалистическому исследованию повреждений на тканях одежды, образованных химическими реагентами. Статьи сотрудников лаборатории по различным вопросам трасологической и судебно-баллистической экспертиз регулярно публикуются  в сборниках научных трудов и в других изданиях. Результаты научных работ ведущих трасологов и баллистов лаборатории по исследованиям повреждений одежды, следов шин вошли в сборники методических рекомендаций (московские, Киевские), в частности вместе с московскими ведущими экспертами изданы методические рекомендации по теме «Влияние метеоусловий на дистанцию выстрела при стрельбе из пистолета ПМ конструкции Макарова и малокалиберной винтовки ТОЗ-8М».

В разные годы лабораторией руководили к.ю.н. Егоров С.В и Бухаров А.Г. С 1992 года по 2008 год лабораторией руководила к.х.н. Самигжанова Джамиля Джураевна.

Ею в соавторстве с экспертом-баллистом Чуряковым Э.И. подготовлен ряд методических рекомендаций: «Исследование влияния различных факторов на образование морфологических признаков огнестрельных повреждений на предметах одежды»; «Особенности образования морфологических признаков огнестрельных повреждений на различных преградах при стрельбе из пистолета ПМ, охотничьего карабина ТОЗ-16, автоматов Калашникова АК-47 и АКС -74».

В настоящее время в лаборатории руководимой Чуряковым Э.И., трудятся выполняя экспертизы и занимаясь научной работой еще 4 эксперта с разным стажем и опытом работы, в том числе молодые специалисты, которым предстоит достойно продолжить историю лаборатории СБТИ.

Практически всю жизнь отдала экспертной работе ведущий эксперт лаборатории Маршанская Ольга Петровна. Наряду с большой экспертной нагрузкой, ею изданы методические пособия, множество статей. Она вела методическую работу,  подготовила несколько молодых специалистов. Весь свой опыт она передала нам молодым специалистам. За свой труд была награждена Государственной наградой.

Объектами исследования могут быть разнообразные следы и предметы – носители, обнаруженные на месте преступления (орудия взлома, транспортные средства, обувь и т.д.). В настоящее время большое место в деятельности лаборатории занимают исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. В условиях неочевидности следствию оказывается существенная помощь не  только в установлении фактических обстоятельств дела, но и в поиске конкретного вида транспортного средства.

Также в лаборатории производятся экспертизы, в которых решаются вопросы о предназначении каких-либо устройств, об их происхождении, работе и возможности нанесения ущерба чему- либо или кому – либо.

Благодаря новейшей технике, которой оснащена лаборатория, эксперты имеют возможность исследовать микроскопические частицы разнообразных веществ, проводить качественный и количественный анализ исследуемых веществ и благодаря этому отвечать на вопросы о способе изготовления предметов, представленных на исследование.

Судебно-баллистическая экспертиза занимается исследованием оружия, боеприпасов  и следов, образованных ими. Установление марки и калибра оружия и снаряда, пригодности его к стрельбе; установлению дистанции и направления выстрела; идентификация оружия по стрелянным пулям и гильзам; исследование явлений, сопровождающих выстрел; исследование огнестрельных повреждений – вот перечень задач, решаемых судебной баллистикой.

Большинство баллистических исследований проводятся на современном криминалистическом оборудовании, что позволяет надежно решать самые сложные задачи.

При представлении на исследование каких-либо предметов эксперты устанавливают конструкцию исследуемого объекта, материалы, из которых изготовлен объект либо его части, способ обработки и соединения деталей, общие размеры объекта, маркировочные и другие обозначения, имеющиеся на объекте, форму и размеры отдельных деталей, их состояние (наличие защитных покрытий, окраска, коррозия и т.п.).

Для решения вопроса, являются ли боеприпасами патроны, наряду с исследованиями конструктивных параметров экспертами оценивается их исправность, пригодность к стрельбе и эффективность действия (пробивная способность).

Главным критерием для испытания пригодности патронов к стрельбе являются результаты экспериментальных выстрелов, которые эксперты проводят в специально оборудованном тире лаборатории.

Для определения дистанции выстрела экспертами проводятся экспериментальные выстрелы с разного расстояния и с помощью специального оборудования и методов подготовки образцов, экспертами определяется количество веществ в материале, в который были проведены экспериментальные выстрелы. По процентному содержанию веществ, оставленных на материале, эксперты устанавливают дистанцию выстрела.

Для проведения исследования боеприпасов и следов выстрела в судебной баллистике используется электронная микроскопия. Для этих целей в лаборатории имеется электронный микроскоп LEO 1455 VP, на котором проводится количественный и качественный анализ микрочастиц.

Для проведения сравнительного исследования следов на снарядах используется сравнительный микроскоп LEICA DMC.

С целью получения экспериментальных выстрелов в тире лаборатории имеется пулеуловитель.

Для исследования вещественных доказательств значительного размера в лаборатории имеется специально предназначенный микроскоп LEICA МZ8

При производстве экспертиз, в которых решается вопрос о факте перебивания заводских номеров используется прибор для электрохимического травления ВСА-6К.

В целях ознакомления с работой экспертных организаций зарубежных стран два сотрудника лаборатории в прошлом году посетили Италию и Германию.

Чуряков Э.И. в июне 2015 года ознакомился с работой криминалистической службы Государственной полиции Италии и криминалистического подразделения карабинеров г. Рима.

Ромаданова Т.А. – в сентябре ознакомилась с работой Федерального института криминалистики г.Висбадена (Германия), в частности с работой Отдела криминалистической техники Werkstofftechnik КТ-22, SO-17 – отдела по борьбе с тяжелой организованной преступностью, и работой судебно-баллистической лаборатории КТ-21  при отделе КТ-22.

Полученные знания обогатили наш опыт и будут несомненно полезны для дальнейшей работы в области судебной экспертизы, криминалистики будут способствовать повышению квалификации сотрудников лабораторий в Узбекистане.