«СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

Как известно, судебное почерковедение является самос­тоятельным разделом криминалистики, представляющим собой систему знаний о закономерностях почерка, а так­же закономерностях его исследования и методах решения задач судебно-почерковедческих экспертиз.

Комплексное судебно-почерковедческое исследование ставит перед исследователями целый ряд методологических и методических проблем. Однако нынешний период развития почерковедения не мог бы наступить, минуя предыдущие этапы: – этапы становления и формирования как самостоятельного раздела криминалистики.

Вопросы исторического прошлого судебного почерковеде­ния интересны не только сами по себе. Они имеют прямое отношение к сегодняшнему дню. Уроки истории заставляют нас по-новому всматриваться в современность; изучение предшествующего развития науки помогает уви­деть ее будущее.

Возникновение судебного почерковедения как новой от­расли криминалистики – датируется XIX в., когда благо­даря трудам таких выдающих ученых, как Бертильон, Локар, Буринский и многих других были начаты первые те­оретико-практические исследования почерка. Хотя следует также отметить и то, что еще задолго до этого, от­дельные вопросы и высказывания, касающиеся почерка, затрагивали в своих трудах философы и мыслители древ­ности и средних веков Платон, Аристотель и др. Так, у Аристотеля мы находим отдельные соображения о выраже­нии в почерке свойств личности.

Потребность в судебном почерковедении исторически возникла очень давно. Еще в Древнем Риме, во времена византийского императора Юстиниана (VI век нашей эры) исследование почерка для судебных целей было отражено в законодательстве. Так, в законодательстве была отраже­на та опасность, которую представлял собой рост случаев подлога документов, приведен ряд соображений о факто­рах изменчивости почерка и указан ряд требований, кото­рым должны отвечать образцы рукописей для сравнения.

Сходство почерков, говорилось в законодательстве, мо­жет быть весьма обманчивым; с другой стороны, несходст­во форм еще не доказывает подделку; тот, кто молод и полон сил, пишет иначе, чем когда он состарится и когда руки его начинают дрожать; подобные же изменения мо­гут происходить и от болезней; даже перемена материалов письма способна нарушить полное сходство.

Таким образом, еще в VI в. нашей эры в Римском го­сударстве при судебных спорах о подлинности документов производилась графическая экспертиза и имелись опреде­ленные правила ее выполнения.

Значительный толчок распространению судебной экспер­тизы документов был дан в XVI в. во Франции. Ввиду угрожающего роста числа подлогов, французский король Франциск I в 1532 г. своим указом, обращая внимание на значительную опасность преступлений, связанных с подделкой подписей и документов, усилил их наказу­емость.

Во второй половине XVI в. в Париже лица, специализировавшиеся по вопросам судебного исследования доку­ментов, образовали особую Корпорацию, члены которой получили звание “присяжных мастеров – письмоведов по исследованию почерков, подписей, счетов и расписок, ос­париваемых в судебном порядке”.

В 1727 г. Людовик XV переименовал Корпорацию экспертов-письмоведов в “Академию”. В 1776г., при Людо­вике XVI, это учреждение было закрыто.

Систематическое же изучение почерка наметилось в 80-х годах XIX века. Хотя следует при этом от­метить и то обстоятельство, что в те времена эту новую отрасль криминалистики называли по-другому, то каллиг­рафией, то графологией, иногда приметоописанием и т.д.

Таким образом, в истории почерковедения можно выде­лить ряд основных направлений или школ, каждое из ко­торых связано с определенной исторической эпохой.

  1. Каллиграфия. В конце XVIII в. во многих евро­пейских странах при судебном. рассмотрении преступле­ний, связанных с подделкой документов, рукописей (за­вещаний, подписей в платежных и иных документах и т.д.) в качестве экспертов по судебному исследованию по­черковых объектов стали привлекать учителей чистописа­ния, секретарей, нотариусов и др., т.е. в основном тех лиц, которым в силу своих основных занятий приходилось ежедневно разбирать различные почерковые объекты. Именно по названию мастеров чистописания – “каллигра­фов” сама экспертиза письма получила название “каллиг­рафической”. Предполагалось, что постоянные общения с рукописями должны были развить у указанных лиц про­фессиональную наблюдательность, привычку различать по­черки.

 

  1. Графология. Графология, – учение о распознава­нии по почерку характера человека, – довольно широко распространено во многих странах Европы и Америки, где издается многочисленная литература по этой тематике, существует графологическое общество, даже и отдельные (хотя и частные) институты.

Графологи в основном изучали возможности установле­ния по почерку пола, возраста, профессии писавшего, его характерные черты и психологические особенности, с целью использования их при расследовании преступлений и выявления преступников.

Представители французской школы считали, что основ­ная задача графологии – выявить, объединить те главные признаки, которые содержит почерк, и сформулировать на их основании суждения о свойствах личности. Многие графологи утверждали, что они в состоянии определить по почерку рост, телосложение, даже голос и цвет глаз пи­савшего. Наблюдались при этом попытки использовать графологию для установления личности неизвестного прес­тупника по составленному им письму. Таким образом, предпринимались первые попытки составить описания внешности преступника в целях идентификации.

  1. Приметоописание. Как известно, в структуре преступности в конце XIX в. особенно активное развитие получила рецидивная преступность и черезвычайно важное значение приобрели такие средства и методы, которые бы позволяли точно и быстро устанавливать личность челове­ка, задержанного по подозрению в совершении преступле­ния, и факт его привлечения в прошлом к уголовной от­ветственности. Однако таким арсеналом средств и методов полицейские аппараты, осуществлявшие расследование преступлений, не располагали.

Необходимо было изыскивать новые пути и средства решения проблем уголовной регистрации и идентификации преступников, что без превлечения данных различных на­ук стало невозможным.

Особое место в их числе на рассматриваемом этапе за­нимали задачи идентификации личности по почерку.

Почерковедческие исследования, как известно, и се­годня относятся к числу наиболее сложных, и именно здесь с особой очевидностью ощущалась необходимость пе­рехода от чисто субъективных методов исследования к ме­тодам, базирующимся на использовании научных данных, в том числе и математики.

Первым это понял французский криминалист А.Бертильон. Именно благодаря его трудам в конце XIX века были намечены некоторые пути математизации почерко­ведческих исследований. По мнению Бертильона, при судебно-почерковедческой экспертизе нельзя ограничиться только анализом морфоло­гических признаков (т.е. форм букв), но следует учиты­вать и общие признаки почерка – наклон, размер, соблюдение или несоблюдение линии строки. Эти призна­ки должны оцениваться в точных выражениях и могут быть даже измерены. При этом он предлагал изучать факторы формирования почерка, корреляцию признаков, анализировать в рукописях не только формы письменных знаков, но и движения, которыми они выполнены.

В подходе Бертильона к исследованию почерка отчет­ливо вырисовывались пути и направления последующего развития теории судебно-почерковедческой идентификации.

  1. Графометрия. Стремление к созданию научно-те­оретических концептуальных основ судебного почерковеде­ния, постоянный поиск в этом направлении привели к возникновению графометрического направления в судебном почерковедении. Графометрия как метод судебного почер­коведения стала формироваться в начале XX века в тру­дах американского криминалиста П.Фрэзера, где он пред­лагал определять некоторые характеристики графического материала с помощью несложных приспособлений и срав­нивать полученные показатели.

Дальнейшие попытки в том же направлении были сделаны французским кримина­листом Э.Локаром, который считал, что «графометрия есть метод, имеющий целью обнаружить в подделках пу­тем изменения своего почерка и в подделках чужого по­черка количественные признаки, – характерную для почер­ка пропорциональность, которую подделыватель не из­меняет, так как она незаметна.»

Локар утверждал, что человек, который пытается за­маскировать свой почерк, может изменить форму букв и соединений между ними, а также высоту, наклон и т.п., но он не в состоянии изменить пропорции своего письма. По его глубокому убеждению доказательства идентичности и тождества следует искать не во внешних формах, а в количественных данных.

Графометрия, в основе которой лежит количественная интерпретация качественных особенностей ‘почерка, дает основание рассматривать ее как прогрессивное направле­ние в теории судебно-почерковедческой экспертизы.

Следует также отметить и то обстоятельство, что гра­фометрия до последнего времени не получила дальнешего развития и не пользовалась большой популярностью, что можно в какой-то мере объяснить в основном и тем, что она при ручной технике производства графических изме­рений почерка была слишком трудоемка и сложна, она исключительно кропотлива и отнимает очень много време­ни.

Рассматривая идеи, взгляды и суждения наиболее вид­ных представителей почерковедческой науки, следует в числе их выделить также и американского криминалиста А.Осборна (1858-1946), разделившего идею А.Бертильона о возможности и необходимости количественной оценки ве­роятности встречаемости признаков почерка.

Нельзя не вспомнить и упомянуть и работы русского дореволюционного криминалиста Е.Ф.Буринского, который еще в 1903г. предсказывал: «Почерковедение имеет все данные, чтобы сделаться точной наукой, потому что мате­риал, которым она оперирует, поддается измерению, а исследуемые ею явления – правильному наблюдению и эксперименту. …измерения и математика откроют нам постоянные законы и поставят эту отрасль знания в ряд точных наук.»

Буринский Е.Ф. был одним из первых криминалистов, начавших разрабатывать теоретические основы судебно-по­черковедческой экспертизы с позиций естественных наук. В этом плане уместно также упомянуть и то, что само название “судебное почерковедение” также принадлежит ему. Он сформулировал концептуальные положе­ния, основные принципы теории судебного почерковедения и пытался разработать исходные предпосылки построения научных основ судебного почерковедения. Следует заме­тить, что некоторые затронутые им вопросы настолько были сложны, что остаются нерешенными проблемами и до настоящего времени.

 

Государственный судебный эксперт

лаборатории КЭД   С.В.Корж