Как известно, судебное почерковедение является самостоятельным разделом криминалистики, представляющим собой систему знаний о закономерностях почерка, а также закономерностях его исследования и методах решения задач судебно-почерковедческих экспертиз.
Комплексное судебно-почерковедческое исследование ставит перед исследователями целый ряд методологических и методических проблем. Однако нынешний период развития почерковедения не мог бы наступить, минуя предыдущие этапы: – этапы становления и формирования как самостоятельного раздела криминалистики.
Вопросы исторического прошлого судебного почерковедения интересны не только сами по себе. Они имеют прямое отношение к сегодняшнему дню. Уроки истории заставляют нас по-новому всматриваться в современность; изучение предшествующего развития науки помогает увидеть ее будущее.
Возникновение судебного почерковедения как новой отрасли криминалистики – датируется XIX в., когда благодаря трудам таких выдающих ученых, как Бертильон, Локар, Буринский и многих других были начаты первые теоретико-практические исследования почерка. Хотя следует также отметить и то, что еще задолго до этого, отдельные вопросы и высказывания, касающиеся почерка, затрагивали в своих трудах философы и мыслители древности и средних веков Платон, Аристотель и др. Так, у Аристотеля мы находим отдельные соображения о выражении в почерке свойств личности.
Потребность в судебном почерковедении исторически возникла очень давно. Еще в Древнем Риме, во времена византийского императора Юстиниана (VI век нашей эры) исследование почерка для судебных целей было отражено в законодательстве. Так, в законодательстве была отражена та опасность, которую представлял собой рост случаев подлога документов, приведен ряд соображений о факторах изменчивости почерка и указан ряд требований, которым должны отвечать образцы рукописей для сравнения.
Сходство почерков, говорилось в законодательстве, может быть весьма обманчивым; с другой стороны, несходство форм еще не доказывает подделку; тот, кто молод и полон сил, пишет иначе, чем когда он состарится и когда руки его начинают дрожать; подобные же изменения могут происходить и от болезней; даже перемена материалов письма способна нарушить полное сходство.
Таким образом, еще в VI в. нашей эры в Римском государстве при судебных спорах о подлинности документов производилась графическая экспертиза и имелись определенные правила ее выполнения.
Значительный толчок распространению судебной экспертизы документов был дан в XVI в. во Франции. Ввиду угрожающего роста числа подлогов, французский король Франциск I в 1532 г. своим указом, обращая внимание на значительную опасность преступлений, связанных с подделкой подписей и документов, усилил их наказуемость.
Во второй половине XVI в. в Париже лица, специализировавшиеся по вопросам судебного исследования документов, образовали особую Корпорацию, члены которой получили звание “присяжных мастеров – письмоведов по исследованию почерков, подписей, счетов и расписок, оспариваемых в судебном порядке”.
В 1727 г. Людовик XV переименовал Корпорацию экспертов-письмоведов в “Академию”. В 1776г., при Людовике XVI, это учреждение было закрыто.
Систематическое же изучение почерка наметилось в 80-х годах XIX века. Хотя следует при этом отметить и то обстоятельство, что в те времена эту новую отрасль криминалистики называли по-другому, то каллиграфией, то графологией, иногда приметоописанием и т.д.
Таким образом, в истории почерковедения можно выделить ряд основных направлений или школ, каждое из которых связано с определенной исторической эпохой.
- Каллиграфия. В конце XVIII в. во многих европейских странах при судебном. рассмотрении преступлений, связанных с подделкой документов, рукописей (завещаний, подписей в платежных и иных документах и т.д.) в качестве экспертов по судебному исследованию почерковых объектов стали привлекать учителей чистописания, секретарей, нотариусов и др., т.е. в основном тех лиц, которым в силу своих основных занятий приходилось ежедневно разбирать различные почерковые объекты. Именно по названию мастеров чистописания – “каллиграфов” сама экспертиза письма получила название “каллиграфической”. Предполагалось, что постоянные общения с рукописями должны были развить у указанных лиц профессиональную наблюдательность, привычку различать почерки.
- Графология. Графология, – учение о распознавании по почерку характера человека, – довольно широко распространено во многих странах Европы и Америки, где издается многочисленная литература по этой тематике, существует графологическое общество, даже и отдельные (хотя и частные) институты.
Графологи в основном изучали возможности установления по почерку пола, возраста, профессии писавшего, его характерные черты и психологические особенности, с целью использования их при расследовании преступлений и выявления преступников.
Представители французской школы считали, что основная задача графологии – выявить, объединить те главные признаки, которые содержит почерк, и сформулировать на их основании суждения о свойствах личности. Многие графологи утверждали, что они в состоянии определить по почерку рост, телосложение, даже голос и цвет глаз писавшего. Наблюдались при этом попытки использовать графологию для установления личности неизвестного преступника по составленному им письму. Таким образом, предпринимались первые попытки составить описания внешности преступника в целях идентификации.
- Приметоописание. Как известно, в структуре преступности в конце XIX в. особенно активное развитие получила рецидивная преступность и черезвычайно важное значение приобрели такие средства и методы, которые бы позволяли точно и быстро устанавливать личность человека, задержанного по подозрению в совершении преступления, и факт его привлечения в прошлом к уголовной ответственности. Однако таким арсеналом средств и методов полицейские аппараты, осуществлявшие расследование преступлений, не располагали.
Необходимо было изыскивать новые пути и средства решения проблем уголовной регистрации и идентификации преступников, что без превлечения данных различных наук стало невозможным.
Особое место в их числе на рассматриваемом этапе занимали задачи идентификации личности по почерку.
Почерковедческие исследования, как известно, и сегодня относятся к числу наиболее сложных, и именно здесь с особой очевидностью ощущалась необходимость перехода от чисто субъективных методов исследования к методам, базирующимся на использовании научных данных, в том числе и математики.
Первым это понял французский криминалист А.Бертильон. Именно благодаря его трудам в конце XIX века были намечены некоторые пути математизации почерковедческих исследований. По мнению Бертильона, при судебно-почерковедческой экспертизе нельзя ограничиться только анализом морфологических признаков (т.е. форм букв), но следует учитывать и общие признаки почерка – наклон, размер, соблюдение или несоблюдение линии строки. Эти признаки должны оцениваться в точных выражениях и могут быть даже измерены. При этом он предлагал изучать факторы формирования почерка, корреляцию признаков, анализировать в рукописях не только формы письменных знаков, но и движения, которыми они выполнены.
В подходе Бертильона к исследованию почерка отчетливо вырисовывались пути и направления последующего развития теории судебно-почерковедческой идентификации.
- Графометрия. Стремление к созданию научно-теоретических концептуальных основ судебного почерковедения, постоянный поиск в этом направлении привели к возникновению графометрического направления в судебном почерковедении. Графометрия как метод судебного почерковедения стала формироваться в начале XX века в трудах американского криминалиста П.Фрэзера, где он предлагал определять некоторые характеристики графического материала с помощью несложных приспособлений и сравнивать полученные показатели.
Дальнейшие попытки в том же направлении были сделаны французским криминалистом Э.Локаром, который считал, что «графометрия есть метод, имеющий целью обнаружить в подделках путем изменения своего почерка и в подделках чужого почерка количественные признаки, – характерную для почерка пропорциональность, которую подделыватель не изменяет, так как она незаметна.»
Локар утверждал, что человек, который пытается замаскировать свой почерк, может изменить форму букв и соединений между ними, а также высоту, наклон и т.п., но он не в состоянии изменить пропорции своего письма. По его глубокому убеждению доказательства идентичности и тождества следует искать не во внешних формах, а в количественных данных.
Графометрия, в основе которой лежит количественная интерпретация качественных особенностей ‘почерка, дает основание рассматривать ее как прогрессивное направление в теории судебно-почерковедческой экспертизы.
Следует также отметить и то обстоятельство, что графометрия до последнего времени не получила дальнешего развития и не пользовалась большой популярностью, что можно в какой-то мере объяснить в основном и тем, что она при ручной технике производства графических измерений почерка была слишком трудоемка и сложна, она исключительно кропотлива и отнимает очень много времени.
Рассматривая идеи, взгляды и суждения наиболее видных представителей почерковедческой науки, следует в числе их выделить также и американского криминалиста А.Осборна (1858-1946), разделившего идею А.Бертильона о возможности и необходимости количественной оценки вероятности встречаемости признаков почерка.
Нельзя не вспомнить и упомянуть и работы русского дореволюционного криминалиста Е.Ф.Буринского, который еще в 1903г. предсказывал: «Почерковедение имеет все данные, чтобы сделаться точной наукой, потому что материал, которым она оперирует, поддается измерению, а исследуемые ею явления – правильному наблюдению и эксперименту. …измерения и математика откроют нам постоянные законы и поставят эту отрасль знания в ряд точных наук.»
Буринский Е.Ф. был одним из первых криминалистов, начавших разрабатывать теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. В этом плане уместно также упомянуть и то, что само название “судебное почерковедение” также принадлежит ему. Он сформулировал концептуальные положения, основные принципы теории судебного почерковедения и пытался разработать исходные предпосылки построения научных основ судебного почерковедения. Следует заметить, что некоторые затронутые им вопросы настолько были сложны, что остаются нерешенными проблемами и до настоящего времени.
Государственный судебный эксперт
лаборатории КЭД С.В.Корж