Хамраева Фатима Ахмадалиевна
Государственный судебный эксперт Республиканского центра
судебной экспертизы им.Х.Сулеймановой при
Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Латыпов Самир Преподаватель кафедры «Криминалистика»
Ташкентского государственного юридического университета.
В процессе расследования преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, нередко возникают следственные ситуации, при которых виновники дорожно-транспортных происшествий скрываются с места события. В таких случаях перед следствием встает задача по доказыванию факта участия конкретного автомобиля в произошедшем инциденте. В этом существенную помощь правоохранительным органам может оказать трасологическая экспертиза. Учитывая объем настоящей статьи, а также различия в характере следов, возникающих при различных видах дорожно-транспортных происшествий, мы попытаемся осветить в ней только вопросы идентификации столкнувшихся автомобилей.
Итак, при определении конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении, следует строго руководствоваться правилами криминалистической идентификации, которые были разработаны с учетом объективных явлений природы, а следовательно, их соблюдение является залогом установления истины по делу. В частности, необходимо учитывать следующие три постулата: а) все предметы и явления материального мира индивидуальны и неповторимы; б) объекты материального мира относительно неизменчивы (устойчивы); в) объекты и явления материального мира взаимосвязаны и контактируют. Эти феномены, собственно, и детерминируют возникновение у исследуемых автомобилей признаков, позволяющих их идентифицировать. Данные признаки могут быть весьма разнообразными. Так, в зависимости от объема свойств идентифицируемого объекта они могут быть общими (отображающими свойства группы объектов) и частными (позволяющими выделить объект из группы однородных). В зависимости от того, какие стороны идентифицируемого объекта выражают признаки, они делятся на признаки внешнего (цвет, форма, размеры, рельеф поверхности и т.д.) и внутреннего строения (материал, его структура, физические, химические, биологические свойства и т.д.). Отдельные признаки отображают суть предмета и именуются необходимыми (собственно присущи только автомобилям, а не, к примеру, велосипеду), а другие не указывают на это (к примеру, дефекты которые сами по себе не присущи только транспортным средствам). Крайне важным для идентификации и оценки доказательств является также и деление признаков на индивидуализирующие (свойственные конкретному объекту) и групповые (свойственные определенной группе объектов).
Однако на месте дорожно-транспортного происшествия зачастую приходится иметь дело не с самими признаками автомобиля, а с их отображениями – следами. Именно на различных способах анализа следов основан процесс идентификации. При этом сам этот процесс состоит обычно из предварительной проверки, раздельного исследования, сравнительного исследования и оценки его результатов[1].
В ходе предварительной проверки устанавливается само наличие факта столкновения автомобилей. Так, существенными признаками, указывающими то, что обнаруженный на месте происшествия автомобиль, столкнулся с другим транспортным средством, являются:
– имеющие ярко выраженные угловатые границы и формы вмятины, а также иные повреждения на кузове и бампере автомобиля, свидетельсвующие о столкновении с твердым объектом;
– серьезные повреждения агрегатов и механизмов автомобиля, указывающие на большую кинетическую энергию столкновения;
– осколки фарного стекла, лобового и бокового остекления автомобиля, части бампера и другие части, не принадлежащие обнаруженному на месте происшествия автомобилю;
– следы наслоения постороннего лакокрасочного покрытия, позволяющие предположить об их происхождении от другого транспортного средства;
– наличие на проезжей части следов наслоения резины, образовавшихся в результате торможения двух и более транспортных средств.
Однако, очевидно, что вышеприведенные следы могут быть использованы в процессе идентификации только тогда, когда на исследование будет представлен автомобиль, скрывшийся с места происшествия. Как правило, его поиск осуществляется оперативно-розыскными путями. В случае, если в ходе следствия удается разыскать скрывшееся транспортное средство и оно не подвергалось ремонту, то на нем могут быть обнаружены следы, аналогичные вышеописанным.
В ходе экспертного осмотра фактически выполняется стадия раздельного исследования объектов. При этом особое значение в идентификации могут сыграть следующие следы: а) повреждения взаимно совпадающие на обоих транспортных средствах; б) отделившиеся от идентифицируемого автомобиля осколки стекла и кузовных частей; в) следы колес на проезжей части.
Так, взаимно совпадающие повреждения (в основном по высоте) могут быть изучены по правилам исследования статических и динамических следов, путем их сопоставления с использованием соответствующего инструментария (измерение, фотосовмещение, микроскопические исследования). Однако, следует отметить, что далеко не всегда образовавшиеся парные следы имеют совокупность идентифицирующих свойств, позволяющих конкретно утверждать об их происхождении в результате взаимодействия именно этих автомобилей. Вместе с тем, в ряде случаев это становится возможным.
Более высокое идентификационное значение имеют трасологические исследования целого по частям. Так в ходе проведения данной экспертизы имеется возможность не только установить групповую принадлежность фарных рассеивателей, но и с высокой степенью вероятности ответить на вопрос принадлежат ли обнаруженные на месте дорожно-транспортного происшествия осколки стекла именно данному конкретному автомобилю. Это становится возможным в связи с тем, что в результате повреждения стеклянного изделия, образовавшиеся стеклянные осколки приобретают неповторимую форму, обусловленную молекулярной структурой стекла.
Также для целей групповой идентификации транспортных средств может быть полезна экспертиза следов торможения. В результате ее проведения может быть установлена марка оставившего их автомобиля. На это может указывать расстояние между полосами следов колес, которое в основном является особым для каждой марки транспортного средства или серии марок автомобилей. Также большое значение имеет и ширина самих этих полос, которая может свидетельствовать о марке шин, установленных на транспортное средство.
Как видно, трасологическая экспертиза обладает широкими возможностями в деле идентификации скрывшихся с места происшествия автомобилей. Однако, оценка ее результатов должна проводиться всесторонне, полно и объективно, с учетом группового и индивидуализирующего характера обнаруженных признаков. Кроме того, рекомендуется также назначать по данным уголовным делам судебно-автотехническую экспертизу, а также криминалистическую экспертизу материалов, веществ и изделий в целях более полного установления обстоятельств происшествия.
Как видно, результаты проведения перечисленных видов экспертиз могут лишь в своей совокупности дать точное представление о произошедшем событии. В связи с этим, следователям рекомендуется строго руководствоваться статьей 173 УПК.
В заключение хотелось бы отметить, что как и всякая другая наука, криминалистика не стоит на месте, поэтому криминалисты (учёные и практики) работают над улучшением методик проведения трасологических экспертиз и над повышением идентификационных свойств их результатов.
[1] Kriminalistika: darslik. I-jild. – T.: TDYI nashriyoti, 2008. – Б. 30; Криминалистика: учебник. / Под ред. А.Г.Филиппова. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 29-30.