Мы должны сформировать в нашем обществе такую правовую культуру, при которой соблюдение Конституции и законов, уважение прав и свобод, чести и достоинства человека будет не обязанностью, а неотъемлемой частью повседневной жизни[1]
Деятельность консульских учреждений Республики Узбекистан направлены в первую очередь на защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан, а также его юридических и физических лиц. В этом списке особым направлением деятельности консульской службы выступает защита конституционных прав граждан Республики Узбекистан, т.к. Конституция Республики Узбекистан цементирует в себе основные права и свободы граждан, являющимся «узбекским биллем о правах человека». В этой связи, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем докладе на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, отметил, что «Главная цель Конституции Узбекистана – создание достойных условий жизни для нашего народа. В нашей Конституции закреплены гарантии свободы экономической деятельности, предпринимательства, равноправия и правовой защиты всех форм собственности. В Конституции страны закреплено право каждого человека на квалифицированное медицинское обслуживание»[2].
Конституция Республики Узбекистан[3], Закон Республики Узбекистан «О гражданстве»[4] указывают, что граждане Республики Узбекистан, находясь за пределами Республики Узбекистан, пользуются ее покровительством и защитой. Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан обязаны обеспечивать меры по защите граждан Республики Узбекистан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Консульские учреждения принимают меры к тому, чтобы граждане Узбекистана пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания, международными договорами. Согласно Консульскому Уставу Узбекистана, консул не только соблюдает предоставление прав в полном объеме, согласно международно-правовым нормам, но и, как предусматривает статья 26, оказывает содействие в выполнении служебных обязанностей находящимся в пределах консульского округа представителям министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций Узбекистана. Консулы ведут постоянный учет временно проживающих в консульском округе граждан Узбекистана, оказывают содействие восстановлению нарушенных прав граждан Узбекистана во вверенных им консульских округах.
В сфере регулирования правового положения граждан Республики Узбекистан за границей действуют следующие законодательные акты:
Конституция Республики Узбекистан (ст. 61), закрепляющая принципы защиты и покровительства граждан Республики Узбекистан за границей;
Закон Республики Узбекистан “О гражданстве Республики Узбекистан” от 2 июля 1992 г. ( ст. 5), обязывающий дипломатические представительства и консульские учреждения защищать права и интересы граждан Республики Узбекистан );
Как уже отмечалось, положение граждан Республики Узбекистан за рубежом определяются как законодательством страны их местопребывания, так и законодательством. Большое значение в этом имеют положения международных договоров, действующих между Республики Узбекистан и другими государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима ставит своей целью предотвращение какой бы то ни было дискриминации граждан Республики Узбекистан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Если между Республики Узбекистан и страной пребывания консула действует соглашение, предусматривающее тот или иной правовой режим граждан Республики Узбекистан, консул должен следить за неукоснительным выполнением местными властями положений соглашения.
Если между Республики Узбекистан и страной пребывания консула нет соответствующих соглашений о правовом режиме граждан Республики Узбекистан, то консул на практике должен стремиться, основываясь на национальном законодательстве и местных обычаях, к тому, чтобы граждане Республики Узбекистан при пребывании в консульском округе пользовались как минимум режимом наибольшего благоприятствования, т.е. имели прав не меньше, чем граждане третьих стран. Вместе с тем консул Республики Узбекистан, исходя из характера отношений между Республики Узбекистан и страной пребывания и международных стандартов о правах человека, должен прилагать усилия при каждом удобном случае, чтобы граждане Республики Узбекистан в своих правах приравнивались к правам граждан данного государства, т.е. пользовались национальным режимом.
Разумеется, действия консула как в том, так и в другом случае, не должны противоречить законодательству страны пребывания.
В настоящее время за рубежом действует 45 консульских учреждений (в т.ч. консульские отделы посольств и самостоятельные консульские учреждения) Республики Узбекистан[5], практическая деятельность которых, как она определена Консульским уставом 1996 г., направлена на защиту прав и интересов Республики Узбекистан, ее граждан и юридических лиц.
Консульские должностные лица Республики Узбекистан, как по заявлениям граждан Республики Узбекистан, так и по своей инициативе, принимают все необходимые меры, направленные на их нормальное безопасное пребывание и защиту их законных прав и интересов в пределах консульского округа. Защита прав и интересов является общей задачей для всех вышеназванных категорий граждан Республики Узбекистан. Однако решение этой задачи имеет некоторую специфику по отношению к каждой категории. Представляется целесообразным рассмотреть сначала наиболее характерные функции консульских учреждений по отношению к временно находящимся за границей гражданам, а затем остановиться на основных функциях консульств Республики Узбекистан по отношению к проживающим в консульском округе гражданам Республики Узбекистан. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что эти функции во многом одинаковы.
В рамках своей компетенции консульские должностные лица должны предоставлять гражданам Республики Узбекистан, временно находящимся в консульском округе, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие[6], и в частности:
1) информировать о законах, правилах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев (в частности, граждан Республики Узбекистан) в стране и давать необходимые рекомендации. Это связано с тем, что не всегда граждане Республики Узбекистан знают, что с момента пересечения границы того или иного государства они становятся лицами, на которых распространяется юрисдикция этого государства, т.е. действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил, а также национальных обычаев. Некоторые из них ошибочно полагают, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя (прибывшего по деловому или частному приглашению, в качестве туриста и т.п.) позволит им избежать ответственности за нарушение (несоблюдение) законов и обычаев, действующих в стране.
Касаясь правового положения иностранцев в стране, консул обращает большое внимание на особенности порядка регистрации, передвижения по стране и т. д. В подавляющем большинстве стран правила, определяющие порядок временного пребывания иностранцев, не предусматривают право на трудоустройство в данной стране. Нарушение иностранцами режима регистрации, передвижения по стране и правил устройства на работу может повлечь за собой штраф, тюремное заключение и высылку из страны с одновременным запрещением на въезд в страну на срок до 10 лет.
Предоставление консулом временно находящимся в его консульском округе узбекским гражданам информации об их правовом статусе, законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных национальных обычаях входит в одну из его основных обязанностей.
2) В случае ареста или задержания в иной форме властями государства пребывания гражданина представляемого государства, компетентные власти должны немедленно уведомить соответствующее консульское должностное лицо. Последнее в соответствии с конвенциями имеет право незамедлительно посетить и снестись со своим гражданином, в том числе и тогда, когда он отбывает срок тюремного заключения. Все конвенции подчеркивают, что эти права консульское должностное лицо должно осуществлять в соответствии с законами и правилами государства пребывания при условии, что эти законы и правила не должны аннулировать указанных прав.
В целях защиты нарушенных законных прав и интересов граждан Республики Узбекистан консул имеет право и обязан обращаться с запросом к надлежащим официальным органам не только по жалобам и претензиям граждан, но и по своей собственной инициативе, и истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических или юридических лиц Республики Узбекистан; в случае необходимости оказывать содействие в предоставлении в распоряжение гражданина Республики Узбекистан поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика; без специальной доверенности представлять граждан Республики Узбекистан в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания;
3) принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан при стихийных бедствиях или возникновении чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости и эвакуации из страны (в таких случаях нельзя недооценивать факт наличия сведений в консульском учреждении о местонахождении того или иного гражданина Республики Узбекистан); оказывать помощь в других экстраординарных случаях;
4) по заявлениям заинтересованных лиц или по поручению руководства принимать меры по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Республики Узбекистан; обычно этот розыск осуществляется с помощью местных правоохранительных органов;
5) оказывать содействие гражданам Республики Узбекистан, проживающим или временно находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, предусмотренных ст. 32 Конституции Республики Узбекистан[7], в соответствии с законами Республики Узбекистан;
6) в случае утраты паспорта гражданином Республики Узбекистан оформить ему свидетельство на въезд (возвращение) в Республики Узбекистан.
В отношении граждан Республики Узбекистан, проживающих в консульском округе, основными консульскими функциями являются:
– принятие мер к тому, чтобы граждане Республики Узбекистан пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им государством пребывания и международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания;
– по заявлениям граждан Республики Узбекистан принятие всех необходимых мер для восстановления их нарушенных прав и интересов. Если восстановление нарушенных прав и интересов не последовало в результате обращения консула в компетентные местные органы консульского округа, то консул информирует об обстоятельствах дела главу дипломатического представительства Республики Узбекистан в государстве пребывания и при необходимости МИД Республики Узбекистан;
– осуществление регистрации и ведение учета граждан Республики Узбекистан. Эта норма зафиксирована во всех консульских конвенциях, действующих между Республикой Узбекистан и иностранными государствами. Учет осуществляется путем заполнения на местных российских граждан учетных карточек в соответствии с формами и правилами, устанавливаемыми МИД Республики Узбекистан;
– представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Республики Узбекистан в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства последнего, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;
– осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;
– защита прав и интересов детей, являющихся гражданами Республики Узбекистан и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства;
– посещение граждан Республики Узбекистан, помещенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или отбывающих наказание в виде лишения свободы;
– исполнение поручений следственных и судебных органов Республики Узбекистан в отношении граждан Республики Узбекистан, если это не противоречит законодательству государства пребывания и международным договорам, участниками которых является Республики Узбекистан и государство пребывания. Указанные поручения исполняются с соблюдением процессуального законодательства Республики Узбекистан[8].
Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него Республикой Узбекистан, которые не противоречат законодательству государства пребывания или предусмотрены двусторонними консульскими конвенциями.
В заключение отметим, что в соответствии с Конституцией, граждане Республики Узбекистан за границей пользуются защитой и покровительством Республики Узбекистан. Задача защиты конституционных прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, обеспечения их нормального безопасного пребывания в иностранных государствах является важнейшей задачей консульских учреждений Республики Узбекистан.
Консульские должностные лица обязаны принимать все меры, чтобы граждане Республики Узбекистан пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством страны пребывания, консульскими конвенциями и другими международными договорами, участниками которых является Республики Узбекистан и государство пребывания, а также неукоснительное и беспрекословное обеспечение конституционных прав граждан Республики Узбекистан.
[1] Всесторонне развитое поколение – основа великого будущего, созидательный труд народа – основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество – гарантия процветания. Доклад Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан // https://president.uz/ru/lists/view/2180. – 2018. – 8 дек.
[2] Там же
[3] Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Ўзбекистон, 2018.
[4] Закон Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан» от 2 июля 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. – Т., 1992. – № 9. – Ст. 338; Собрание законодательства Республики Узбекистан. – Т., 2004. – № 51. – Ст. 514; – Т., 2015. – № 32. – Ст. 425; – Т., 2016. – № 39. – Ст. 457.
[5] О консульских округах дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан за рубежом // https://mfa.uz/ru/consular/consular/. – 2018. – 5 дек.
[6] Консульский устав Республики Узбекистан // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – Т., 1996, № 9, ст. 124; – Т., 1999, № 1, ст. 20; Собрание законодательства Республики Узбекистан. – Т., 2010, № 37, ст. 313; – Т., 2016, № 39, ст. 457.
[7] Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Ўзбекистон, 2018.
[8] Консульский устав Республики Узбекистан // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – Т., 1996, № 9, ст. 124; – Т., 1999, № 1, ст. 20; Собрание законодательства Республики Узбекистан. – Т., 2010, № 37, ст. 313; – Т., 2016, № 39, ст. 457.
Каюмова Фарангиз Уктамовна
Специалист отдела международного сотрудничества и связей с общественностью