Как проводятся трасологические исследования фарных рассеивателей?

При столкновении и наездах на месте происшествия нередко остаются различные детали или поломанные части деталей транспортных средств. Наиболее распространенными объектами трасологической экспертизы являются осколки фарного стекла. В процессе производства экспертизы в основном приходится заниматься установлением целого по частям и установлением групповой принадлежности.

Специфика установления целого по частям определяется задачами и объектами исследования, а также механизмом образования следов.

При исследовании рассеиваителей и их осколков обычно перед экспертами чаще всего ставятся следующие вопросы:

  1. Являются ли представленные на исследование осколки стекла или пластмассы частями рассеивателя фары?
  2. К какому типу рассеивателя относятся осколки и на каких транспортных средствах они устанавливаются?
  3. Составляли ли осколки рассеивателя, обнаруженные на месте происшествия и изъятые из проверяемого транспортного средства единое целое?

Осмотр осколков, обнаруженных на месте происшествия, в корпусе фары подозреваемого ТС и т.д. производится раздельно.

Все присланные на исследование осколки подразделяются на группы по месту их обнаружения. В процессе осмотра определяется форма, размеры, цвет осколков, форма и размеры краев излома, выявляются характерные неровности на внутренней поверхности излома, их форма, размеры и взаимное расположение.

На стадии раздельного исследования осколков стекла группируются на осколки, являющиеся частью ободка, частью сферической или другой поверхности и осколки, которые по внешним признакам сгруппировать нельзя (мелкие осколки). После чего устанавливают тип рассеивателя, частью которого являются осколки, определяют тип фары или фонаря, которые комплектуются данным рассеивателем, и вид транспортных средств, для установки на которых они предназначены.

Затем проводят сравнительное исследование.

Сравнительное исследование осколков осуществляется путем совмещения непосредственно осколков, например, обнаруженных на месте происшествия с осколками стекла, изъятых из фары подозреваемого автомобиля. Совмещение производиться с теми осколками, края излома у которых обратны по конфигурации.   Добившись совмещения по линии разлома, необходимо проверить, совпадают ли признаки внешних поверхностей совмещенных осколков и микроструктура внутренних поверхностей разлома.

Совмещенные осколки стекла по внешней границе и по внутренней поверхности разлома должны плотно прилегать друг другу. Внешние границы и трассы на внутренних поверхностях разлома осколков стекла образуют индивидуальную совокупность признаков даже на небольших участках, совпадения взаимного расположения которых будет свидетельствовать о том, что осколки ранее составляли одно целое.

Если у представленных на исследование осколков фарного стекла не устанавливается общая лини разделения, то применяют другой способ определения принадлежности исследуемых осколков рассеивателю путем установление единого источника изготовления (в одной ли пресс форме изготовлялись осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия и осколки стекла, изъятые из фары) т.е. отождествление пресс-формы.

В фототаблицах к экспертизе фарного стекла помещаются следующие фотоснимки: общего вида осколков фарного стекла, обнаруженных на месте происшествия; общего вида стекла, обнаруженных в корпусе фары транспортного средства; общего вида совмещенных осколков фарного стекла; совмещения осколков стекла по внутренней плоскости разлома.

Ведущий судебный эксперт – трасолог

Республиканского центра судебной экспертизы

им.Х.Сулеймановой при МЮ РУз

Ромаданова Т.А.