В связи со значительной сложностью оценки признаков почерка, свидетельствующих о необычных условиях выполнения рукописи, большое значение при производстве экспертиз имеет наличие полноценного сравнительного материала.
При решении некоторых диагностических задач необходимы тщательно подготовленные сравнительные материалы надлежащего качества и в соответствующем количестве. Поэтому вопрос о подготовке образцов, необходимых для сравнительного исследования, является чрезвычайно важным.
Образцы должны быть сопоставимы с исследуемым документом по времени составления, темпу письма, виду документа, языку, материалу письма, способу исполнения и, если возможно, по содержанию и условиям исполнения документа.
В почерковедческих экспертизах обычно используются три вида образцов: свободные, экспериментальные и условно-свободные.
Найти и изъять свободные образцы почерка и подписи определенного лица можно по месту его жительства, на его работе и в других учреждениях, у родственников, знакомых и т.д. Осмотр и приобщение документов в качестве свободных образцов оформляется протоколом в соответствии со ст.ст. 206, 207 УПК РУз.
Несомненность происхождения – непременное условие образцов, их определяющий признак. Поэтому рукописи и подписи, направляемые на экспертизу в качестве свободных образцов, следует предъявить тому лицу, от имени которого они значатся, оформив это протоколом допроса.
В практике судебно-следственных органов нередки случаи, когда достоверность образцов не проверяется, что ведет к представлению эксперту рукописей (подписей), выполненных иными лицами и не могущих в силу этого служить образцами.
Из-за неправильного оформления сравнительных материалов в распоряжение эксперта могут быть представлены недостоверные образцы. Согласно п.19 Инструкции «О порядке проведения судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Республики Узбекистан» ответственность за достоверность представленных судебному эксперту объектов исследования, сравнительных материалов, сведений несет орган (лицо), назначивший экспертизу.
Если для производства судебно-почерковедческой экспертизы не будут представлены надлежащие образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого поставлен вопрос перед экспертом, то в этом случае не помогут ни высокая квалификация и долголетний опыт эксперта, ни применение самых совершенных методов исследования.
Ошибки же, допущенные при подборе образцов, могут повлечь за собой экспертную ошибку, что в конечном счете может направить следствие или суд на ложный путь.
Все экспериментальные образцы почерка (подписи) должны обязательно выполняться в присутствии следователя или судьи во избежание сомнений в подлинности этих образцов.
Получение экспериментальных образцов оформляется постановлением в соответствии со ст. 191 УПК РУз, протоколом получения образцов в соответствии со ст.197 УПК РУз.
Задача установления условий исполнения рукописи для эксперта, проводящего исследование, значительно облегчается, если в его распоряжение имеются образцы почерка, выполненные в условиях, аналогичных тем, в которых выполнялся исследуемый документ.
Наиболее ценными для сравнения являются свободные образцы почерка предполагаемого исполнителя, об условиях выполнения которых, заведомо известно лицу, назначившему экспертизу. Данные образцы не связаны с делом, и в них, как правило, исполнитель не изменяет свой почерк. Это дает возможность эксперту проверить в образцах естественное изменение признаков в зависимости от тех или иных условий выполнения (позы, состояния пишущего, темпа выполнения и т.д.).
При изучении свободных образцов, выполненных предполагаемым исполнителем в необычном состоянии, важно учитывать время их исполнения. Оно должно соответствовать либо быть очень близким к моменту выполнения исследуемого текста. Это важно иметь в виду, поскольку проявление признаков в рукописях лиц, страдающих, например, психическими заболеваниями, часто зависит от их кратковременного состояния, а также в связи с тем, что со временем возможно восстановление нарушенных функций мозга, а следовательно, и изменение признаков письма.
В случаях отсутствия свободных образцов, близких по времени выполнения к исследуемому тексту, желательно получить рукописи подозреваемого лица, выполненные в различные промежутки времени, так как среди них могут оказаться близкие по условиям выполнения (состоянию) к исследуемому документу.
При этом важно получить свободные образцы, выполненные в различных темпах (привычном и быстром), уже отмечалось, наиболее отчетливо патологические признаки проявляются при письме в быстром темпе.
При исследовании рукописей, выполненных в предельно быстром либо необычно замедленном темпе, следует иметь в виду, что у человека может быть два и более варианта почерка. Так, у лиц, имеющих простой и усложненный почерки, могут быть варианты почерка, приспособленные к тщательному, четкому, стройному письму, а также варианты, приспособленные к более быстрому темпу выполнения рукописи. Поэтому необходимо проверить, нет ли у предполагаемого исполнителя свободных образцов почерка, наиболее близких по темпу выполнения к исследуемому документу. Правильный подбор свободных образцов тем более важен, что различие темпов выполнения исследуемого документа и образцов иногда делает их несравнимыми. Поэтому, если есть предположение, что исследуемый документ выполнен в предельно быстром темпе, в качестве свободных образцов почерка должны быть запрошены конспекты лекций, наспех выполненные записи и т.п. При наличии предположения, что текст мог выполняться в замедленном темпе, следует получить тексты официальных документов – заявления, автобиографии, которые обычно выполняются тщательно.
Помимо свободных образцов, выполненных в условиях, близких к условиям выполнения исследуемого документа, для более полной оценки всех изменений почерка также важно получить свободные образцы почерка, выполненные в обычных условиях.
Свободные образцы почерка, выполненные в необычных условиях, не всегда могут быть представлены на исследование либо может оказаться недостаточным их объем.
Недостаток свободных образцов, выполненных в необычных условиях, в значительной степени восполняется экспериментальными образцами почерка предполагаемого исполнителя, выполненными в специально созданных условиях, аналогичных тем, в которых, как известно или как предполагается, был выполнен исследуемый документ.
Воссоздание необычных условий и отбор в этих условиях образцов почерка нередко представляет трудную задачу, однако наличие их у эксперта способствует правильной оценке признаков, проверке характера и объема их изменений при письме в необычных условиях в пределах той же рукописи, а также выявлению изменившихся признаков, не проявившихся в свободных образцах.
В связи с этим рекомендуется во всех случаях исследования рукописей, выполненных в необычных условиях, получать экспериментальные образцы.
Например, экспериментальные образцы можно получить на аналогичных исследуемым материалах (мешковине, холсте, деревянной поверхности и т.п.).
Пример, данные записи были представлены следствием и выполнены на полотне ткани и экспертом были запрошены аналогичные записи, выполненные предполагаемыми исполнителями на ткани.
Исследуемые записи, выполненные на полотне.
При письме на материалах с неровной поверхностью нарушается привычный процесс письма, и для достижения результата пишущему требуется прилагать большие мышечные усилия. В связи с этим изменяется привычная соразмерность напряжения и участия групп мышц в процессе письма. Снижается автоматизм и повышается сознательный контроль за движениями. Усиливается роль зрения и замедляется темп выполнения. В связи с этим важно представление эксперту аналогичных по материалу письма образцов.
Исключение составляет получение экспериментальных образцов, выполненных лицом в том же состоянии, что и исследуемая рукопись.
Затруднения в получении подобных образцов возникают в связи с тем, что нельзя воспроизвести заболевание, которое было кратковременным и прошло, а также нельзя искусственно привести человека в то или иное состояние (например, состояние сильного возбуждения).
Уголовный и гражданский процессы не допускают никаких способов получения как экспериментальных, так и других образцов почерка (подписи), связанных с унижением достоинства личности или причинением лицу физических страданий. Например, когда известно, что исследуемый текст выполнялся лицом или в состоянии опьянения, или в состоянии испуга, то, безусловно, нельзя воссоздать аналогичные состояния для получения экспериментальных образцов. В подобных случаях для проверки того, как влияют необычные условия на почерк данного лица (каковы характер и объем изменившихся признаков и признаков, оставшихся без изменения), следует отобрать у этого лица образцы в других, допустимых условиях, например в необычном темпе, с использованием непривычных материалов письма. Однако получение экспериментальных образцов даже в допустимых условиях письма, например, с изменением размера или наклона букв, возможно только в случае согласия на это лица, у которого должны отобрать образцы.
В тех случаях, когда нет свободных образцов, выполненных в соответствующем исследуемому документу состоянии, а эксперт затрудняется разграничить признаки состояния, необычной внешней обстановки письма либо непривычного темпа письма, необходимо отбирать экспериментальные образцы с воспроизведением тех или иных необычных внешних условий либо темпа письма.
Полученные экспериментальные образцы могут позволить эксперту проследить изменяемость признаков в зависимости от создаваемых условий. Это в свою очередь может помочь решить вопрос, о причине изменения признаков письма в исследуемой рукописи.
Экспериментальные образцы, выполненные при воспроизведении или с учетом условий, в которых выполнялся исследуемый текст, должны быть отобраны путем диктовки исследуемого текста либо текста, включающего слова, содержащиеся в исследуемом документе.
В целях изучения влияния изменения условий в пределах одной и той же рукописи целесообразно диктовать тот же текст в привычных для пишущего условиях.
Для проверки устойчивости и вариационности признаков почерка желательно неоднократно выполнять один и тот же текст.
Существенное значение имеет получение экспериментальных образцов, выполненных соответствующим исследуемому вариантом почерка (скорописным, печатным, стилизованным), а также выполненных в различных темпах, что может помочь выявить возможные варианты почерка и воспрепятствовать намеренному изменению почерка пишущим в процессе письма.
Выполнение экспериментальных образцов в различных темпах обязательно при исследовании рукописей, исполненных в непривычном для пишущего темпе.
Так как не всегда удается определить привычный темп для исполнителя, диктовку целесообразно начать в самом медленном темпе.
Для проверки степени ускорения и замедления и изучения влияния изменений темпа в пределах одной и той же рукописи необходимо проводить диктовку с постепенным ускорением до предельно быстрого темпа. Подобное выполнение текста меньше контролируется пишущим и устраняет преднамеренные замедления и ускорения темпа письма. В качестве контроля привычного темпа пишущему можно предложить написать текст произвольного содержания.
Если у эксперта на основании выявленных признаков сложилось убеждение или предположение о том, что исследуемый документ исполнен в темноте либо при слабом освещении, то в этом случае можно рекомендовать отбирать образцы в темноте, в затемненной комнате (когда пишущий может различать лишь контуры бумаги и пишущего прибора). Как показали специально поставленные эксперименты, письмо без очков у лиц, постоянно создает аналогичные ограничения зрительного контроля.
В случае необходимости образцы в таких условиях должны быть отобраны неоднократно, при разной степени ограничения зрительного контроля (при разной степени освещения).
Помимо специально отобранных экспериментальных образцов, необходимы также свободные и экспериментальные образцы почерка, исполненные в обычных условиях.
При отборе экспериментальных образцов полезно участие эксперта или специалиста, который на основе своих познаний, изучив исследуемый документ, может более точно, чем лицо, назначившее экспертизу, определить характер и степень воздействия на почерк необычного фактора и в соответствии с этим при отборе экспериментальных образцов правильнее воспроизвести условия выполнения исследуемого текста.
Наблюдая в процессе письма за отображением признаков почерка, эксперт или специалист имеет возможность по своему усмотрению менять условия письма (усложнять, упрощать создаваемые условия, увеличивать или уменьшать объем экспериментального текста), приближая их к предполагаемым или известным условиям выполнения исследуемой рукописи.
Существенное значение для оценки признаков имеет наблюдение за механизмом письма, которое эксперт может осуществлять в момент отбора образцов.
Наблюдение за процессом письма также может помочь установить намеренное изменение пишущим признаков почерка в целях его маскировки.
При исследовании большое значение имеет получение сведений об условиях выполнения представленных на исследование документов.
В тех случаях, когда эксперту необходимо выяснить определенную причину, влиявшую на почерк, а по представленным материалам сделать это невозможно, он вправе обратиться к лицу, назначившему экспертизу, с просьбой помочь выяснить интересующие эксперта данные.
Данные об условиях выполнения документа в некоторых случаях могут быть получены из допроса очевидцев составления документа или из объяснений самого исполнителя текста.
Статья подготовлена государственным судебным экспертом лаборатории криминалистической экспертизы документов Республиканского центра судебной экспертизы им. Х. Сулаймановой Мамаюсупова Н.М.