Противодействие коррупции

“Коррупция представляет собой самое подлое предательство
общественного доверия”
Антониу Гутерриш
Генеральный секретарь ООН

Исследование исторического прошлого любого явления, события или процесса даёт возможность получить знания, способствующие лучшему пониманию предпосылок его возникновения, позволяет более объективно интерпретировать современные тенденции и сделать более точным прогнозирование развития этого явления или процесса в будущем.

Это в полной мере относится к коррупции, которая на современном этапе развития любого государство приобрела признаки непредсказуемого по характеру глобального правового, социального и политического феномена.

Коррупция как таковая возникла в доисторические времена, она развивалась по мере расширения и углубления системы управления государством.

Законодательные методы борьбы с ней относятся к римскому праву, впервые сформировавшему понятие коррупции как должностного злоупотребления и выработавшему методы противодействия. Коррупционные явления наблюдались и в средневековой Европе в виде злоупотребления церковными сановниками и светскими чиновниками служебным положением.

Законодательное определение коррупции было дано еще в древности. Так, в  римском праве под  «corrumpere» обозначало любое противоправное действие, предпринятое против судьи. Никколо Макиавелли, считал, что  коррупция – это использование публичных возможностей в личных интересах.

Существует множество определений к понятию коррупции, М. Х. Рустамбаев отмечает, что “взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции — опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан”.

Б.В. Волженкин дает наиболее развернутое определение коррупции. По его мнению, коррупция — это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных   функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности.

Республика Узбекистан как полноправный субъект международного права с первых год независимости начал с реализации мер по противодействию коррупции. Одним из приоритетных направлений государственной политики, это основанная на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции. Принципиально новым этапом в определении системных механизмов в сфере противодействия коррупции стало присоединение Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года). Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Республики Узбекистан в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

За последние годы Узбекистан провел ряд ключевых и последовательных реформ в сфере антикоррупционной политики. Прежде всего, сформирована правовая основа, предупреждающая коррупцию во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

 Были приняты важнейшие нормативно-правовые акты по противодействию коррупции такие как:

  1. №2745 25.12.2015 г. «Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов»
  2. №ЗРУ-419 03.01.2017 г. «О противодействии коррупции»
  3. №ПП-2752 02.02.2017 г. О мерах по реализации положений закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции»
  4. №2745-1 01.06.2018 г. О внесении изменений и дополнений в приказ «Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов»
  5. №2745-1 01.06.2018 г. О внесении изменений и дополнений в приказ «Об утверждении методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов»
  6. №2413-III03.2019 г. “Об избрании комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан”
  7. №2412-III03.2019 г. “Об образовании комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан”
  8. №УП-5729 27.05.2019 г. “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республики Узбекистан”
  9. №2782-III09.2019 г. “О мерах по повышению эффективности парламентского контроля за противодействии коррупции”
  10. №355-IV/ПК-77-IV06.2020 г. “Об итогах обсуждения проектов решений президента Республики Узбекистан касательно образования антикоррупционного органа”
  11. №УП-6013 29.06.2020 г. “О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан.”

Важным шагом стало принятие в 2017 году закона “О противодействии коррупции”. В законе впервые разъясняются такие понятия, как конфликт интересов и коррупционное правонарушение, закреплены основные принципы противодействия экономическим преступлениям, направления государственной политики в этой сфере, организационно-правовые механизмы их реализации. Данный закон стал основой формирования и развития целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Принят ряд указов и постановлений президента, государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

На сегодняшний день все разрабатываемые и действующие нормативно-правовые акты проходят антикоррупционную экспертизу.

К данному правовому подходу к работе широко используется опыт зарубежных стран, достигших значительных результатов в законотворческой деятельности.

За последние два года в Узбекистане за совершение коррупционных преступлений к уголовной ответственности привлечены 1986 должностных лиц. Ущерб от таких преступлений оценивается в 2 трлн сумов (почти $193 млн). Доля этих преступлений приходится к экономическому сектору, строительной, банковской, налоговой, правоохранительной и в сфере образования.

По итогам неправительственной международной организацией Transparency International, в 2020 году Узбекистан улучшил позиции в Индексе восприятия коррупции, сравнительно в 2012 году страна занимала 170-е место, а в 2020-м поднялась уже на 146-ю строчку. Положительные сдвиги стали благодаря укреплению за последние годы как правовых, так и институциональных основ противодействия коррупции.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что принятые нормативные правовые акты в области в противодействие коррупции должны иметь рычаги чёткого механизма исполнения, усилить общественный контроль за деятельностью государственных органов, усилить пропаганду антикоррупционной политики проводимой в стране и принимать зарубежный опыт, использовать различные методы, стратегии и приемы борьбы с коррупцией, которые являются действенными в их стране. Положительный опыт разработки и целенаправленной реализации зарубежных стратегий противодействия коррупции необходимо изучать. Не существует универсальных методов борьбы с этим явлением, но можно выделить принципы, которые будут действенными в нашей стране.

Кудратов С.М. – Заведующий ИРЦ Республиканского Центра сулебной экспертизы им.Х.Сулаймановой