Будьте осторожны!

Не раз и не два нами, экспертами – трасологами Республиканского центра судебной экспертизы им. Х.Сулеймановой, а также  сотрудниками других организаций и учреждений и средствами массовой информации  поднимался вопрос о правилах безопасности дорожного движения. Из года в год над этим вопросом работает все больше и больше людей различных профессий и специальностей, принимаются различные меры для соблюдения правил дорожного движения, принимаются законы и указы, выходят распоряжения. В стране проводится огромное количество профилактических и строительных работ на различных участках как столичных, так и нестоличных дорог, проводится реконструкция старых и строительство новых дорог и развязок, вводятся в эксплуатацию различные технические новинки, облегчающие регулирование и слежение за участниками дорожного движения, чтобы мы – участники дорожного движения  – пешеходы и водители –  чувствовали себя на дорогах спокойно, были спокойны за своих детей и родителей.

Интернет-сеть и телевидение буквально пестрят видеороликами, заснятыми очевидцами и видеокамерами наблюдения. Различные газеты и  журналы постоянно освещают эту тему. Передачи радио-эфира постоянно информируют  своих слушателей не только о новинках автомобилей, но и постоянно следят за событиями на дорогах. В детских садах и школах с детьми регулярно  ведутся занятия о правилах дорожного движения.

Но… Но из дня в день мы становимся невольными свидетелями ДТП: аварий, столкновений, наездов. Особенно страшны, конечно,  наезды на пешеходов. Неважно, сколько человек прожил  – 5 или 50, неважно, какого пола или специальности, неважно, отделался ли пострадавший парой царапин и синяков или серьезно пострадал. Наезд на человека – ребенка или взрослого, страшен всегда, страшен в любую погоду и на любой дороге, страшен и когда его показывают по телевизору, и когда становишься его невольным свидетелем, даже если просто проезжаешь в автобусе мимо.

  А ведь, кажется, не так уж  много и надо – пешеходу перейти дорогу на разрешающий сигнал светофора, водителю остановиться или хотя бы начать притормаживать на мигающий сигнал, сбавить скорость перед пешеходным переходом, даже если поблизости и нет пешеходов, соблюсти правила движения  при повороте, сбавить скорость, проезжая мимо школы. Кажется…

Несмотря на огромные штрафы, многие водители разговаривают по телефону во время движения, прижав трубку мобильного телефона между плечом и ухом, лавируя при этом в потоке автомобилей с полосы на полосу, дабы обогнать и быть впереди, забрать голосующего клиента, пересекая две – три, а порой и 4 полосы движения – а вдруг кто другой подберет! На мигающий сигнал светофора мимо пешеходов некоторые лихачи проносятся так, как будто готовятся к межконтинентальному взлету, при этом извещая всех участников движения протяжными звуковыми переливами, означающими  «пропустите, пропустите, опаздываю!». Перейти на некоторых перекрестках дорогу иногда целый подвиг для пешехода – автомобили стоят прямо на «зебре», при этом дружно сигналят, пугают пешеходов порывами сорваться с места, а на замечание еще и оскорбят.

Конечно, обвинять только водителей в нарушении правил безопасности движения на дороге тоже неправильно. Чаще всего сами пешеходы, несмотря на возраст и количество сумок в руках, сжимая за руку малолетних детей, нарушая все мыслимые и немыслимые правила, буквально несутся наперерез автомобильному потоку, поленившись пройти 10 метров до перехода. И это взрослые. А что же тогда дети?

А дети бегут, за спиной качается из стороны в сторону рюкзак, а за старшими бегут младшие –  еще и держа за руку «паровозик» малышей – первоклашек. А подростки и молодежь? Наушники мп3-плеера в ушах, телефон размером с общую тетрадку, так он или она (учащиеся колледжа или института) еще успевают переписываться в соцсети или играть (!)  на ходу, перебегая дорогу.

Мы, эксперты – трасологи ежедневно, а порою и  не один раз в день сталкиваемся с такими событиями при производстве трасологических экспертиз.

Когда мы осматриваем повреждения на автомобиле и одежде пострадавшего во время ДТП  пешехода, нам приходится решать (иногда по слабовидимым и количественно малым признакам) различные вопросы касательно характера и причин образования таких следов и повреждений, вопросы направления движения объектов и места первичного контакта, вопросы движения автомобиля и пешехода во время силового контакта, вопросы положения участников ДТП во время контакта и множество других вопросов, поставленных следствием.

Иногда такие вопросы решаются быстро, а иногда требуют внимательности, огромного опыта и долговременного анализа.  Порою такие вопросы может решить и один эксперт, а иногда только долгие дискуссии, схематические изображения, моделирование ситуации, результаты исследования на различных высокоточных приборах, совместные обсуждения и исследования нескольких экспертов одной или разных специальностей приводят к решению поставленных вопросов. Конечно, трасология занимается не только вопросами, касающимися ДТП и его участников, есть и много других разделов трасологии, но о них  – в другой раз. Сегодня мы говорим о ДТП и правилах безопасности дорожного движения. Если бы мы, эксперты – трасологи, могли выкладывать в те же социальные сети фотоснимки разбитых автомобилей или фотоснимки одежды пострадавших пешеходов – повлияло ли  бы это на исход описываемых событий? Хотелось бы надеяться, что Да!  Однако демонстрация видеороликов ДТП и фотоснимков покореженных машин на просторах интернета, телевидения и газет больше показывает обратное.

В этой статье нам бы хотелось обратиться к участникам дорожного движения – водителям и пешеходам, взрослым и детям, подросткам и людям преклонного возраста.

Пожалуйста, будьте осторожны! Будьте внимательны! Будьте вежливы! Уважайте ВСЕХ на дороге или пути вашего следования! Соблюдайте правила дорожного движения!  Приезжайте или приходите к себе домой, на работу и учебу здоровыми! Что может быть важнее ваших здоровых детей и родителей?

Не торопитесь! От нескольких минут ожидания разрешительного сигнала светофора иногда зависит чья – то жизнь. От нескольких лишних пройденных метров до пешеходной «зебры»  или подземного перехода иногда зависит чья-то жизнь.  А порой и Ваша собственная! Будьте осторожны!

Ведущий эксперт лаборатории СБТИ Ромаданова Т.А.

Матнда хато топсангиз, уни белгилаб Ctrl+Enter тугмаларини биргаликда босинг .